Этапы и методы принятия управленческого решения
. Поисковый метод. Означает для менеджера переключение с рационального на творческое мышление.
. Процедура принятия инновационного решения основано на методе оптимизации критериев, который основан на комбинировании лучших альтернатив и может привести к разработке инновационного управленческого решения. Создание методов оптимизации критериев сводится к тому, что в начале моделируется желаемый результат, который складывается из их составляющих.
. Платежная матрица. Данный метод применяется в случаях, когда руководитель должен определить какая из стратегий будет способствовать достижению целей. Платежная матрица используется:
) имеется рациональное количество альтернатив или вариантов стратегий для выбора между ними.
) то, что может случиться с полной определенностью - неизвестно.
) результат принятого решения зависит от того, какая именно выбрана альтернатива.
. Дерево решений. Это схематическое представление проблемы принятия решений.
. Метод прогнозирования. Метод, в котором используется как накопленное в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения. [8]
Все методы принятия решений можно разделить на 3 группы.
. Коллективные методов обсуждения и принятия управленческих решений.
Основным моментом в процессе коллективной работы над реализацией управленческих решений является определение круга лиц, участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив, в состав которого включаются, как правило, и руководители и исполнители. Главными критериями формирования такой группы являются компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность.
Коллективные формы групповой работы могут быть разными: заседание, совещание, работа в комиссии и т.п.
Наиболее распространен такой метод коллективной подготовки управленческих решений, как «мозговой штурм», или «мозговая атака» (совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений).
Если предстоит решение сложной проблемы, то собирается группа людей, которые предлагают свои любые решения определенной проблемы. Основное условие «мозгового штурма» - это создание обстановки, максимально благоприятной для свободного генерирования идей. Чтобы этого добиться запрещается опровергать или критиковать идею, какой бы на первый взгляд фантастической она ни была. Все идеи записываются, а затем анализируются специалистами.
Метод Дельфы получил название от греческого города Дельфы, прославившегося жившими там мудрецами - предсказателями будущего.
Метод Дельфы - это многотуровая процедура анкетирования. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются, полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок.
Первый тур анкетирования проводится без аргументации, во втором - отличающийся от других ответ подлежит аргументации или же эксперт может изменить оценку. После стабилизации оценок опрос прекращается и принимается предложенное экспертами или скорректированное решение.
Японская, так называемая кольцевая система принятия решений - «кингисё», суть которой в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов:
· принципа большинства голосов - выбирается то решение, которое имеет наибольшее число сторонников;
· принципа диктатора - за основу берется мнение одного лица группы. Этот принцип характерен для военных организаций, а также для принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах;
· принципа Курно - используется в том случае, когда коалиций нет, т.е. предлагается число решений, равное числу экспертов. В этом случае необходимо найти такое решение, которое бы отвечало требованию индивидуальной рациональности без ущемления интересов каждого в отдельности;
· принципа Парето - используется при принятии решений, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию. В этом случае оптимальным будет такое решение, которое невыгодно менять сразу всем членам группы, поскольку оно объединяет их в достижении общей цели;