Методы отбора персонала
Рассмотрим методы, используемые для оценки кандидата.
. Возможности личных контактов. При правильной организации дела этот способ может быть одним из самых эффективных инструментов поиска. Так, в США до последнего времени работодатели находили около трети всех нанимаемых работников через знакомых или родственников. Нередко, столкнувшись с необходимостью найти работника, кадровик обращается к своим друзьям и знакомым.
Плюсы:
Метод обычно не требует денежных затрат на поиск;
Метод обеспечивает высокую скорость подбора;
При найме по рекомендации в ряде случаев упрощается проверка о заинтересовавшем вас работнике.
Минусы:
При решении сложных задач поиска и привлечении большого количества агентов этот метод может быть весьма трудоемким;
Если работник взят по рекомендации близкого человека, это может «связывать работодателю руки»;
Если работодатель набирает штат преимущественно на основе личных связей, это может снижать устойчивость бизнеса.
. Возможности Интернета. Через Интернет можно найти того, кто сам ищет работу. Для этого нужно просматривать объявления о вакансиях, либо работодатель может сам разместить свое объявление о вакансии. Теоретически, через Интернет можно искать кого угодно, но, например, шансы найти сильного топ-менеджера невелики. Также это не тот канал, по которому стоит искать рабочих. Интернет в России наиболее эффективно используется жителями крупных и развитых в экономическом отношении городов. Это тоже стоит учитывать.
Плюсы:
Денежные затраты минимальны;
Затраты труда относительно невелики. Нужные сайты имеют в своем составе поисковые системы, экономящие время;
Оперативность. Войдя в Интернет можно сразу же найти мини-резюме интересных для работодателя кандидатов.
Минусы:
Способ неэффективен при поиске работников отдельных категории (топ-менеджеры, рабочие, вспомогательный медицинский персонал)
Поисковые системы нужных сайтов несовершенны;
Объявления о поиске работы менее информативны по сравнению с обычными резюме.
. Кадровые агентства.
Формально процедура подбора кандидата при помощи кадрового агентства выглядит так. Работодатель обращается в агентство с желанием подобрать себе специалиста. Кадровое агентство предлагает заполнить существующие бланки заказа, заключить договор, после чего назначает консультанта-рекрутера. Рекрутер беседует с работодателем, пытаясь понять, кого же, на самом деле, он хочет принять на работу и начинается длительная процедура предоставления на рассмотрение резюме и анкет соискателей. Через какое-то время работодатель выбирает несколько подходящих кандидатур и назначает собеседование с ними.
Плюсы:
Результативность. За деньги консультант вывернется наизнанку, чтобы найти специалиста;
Оперативность. Уже на следующий день работодатель получит три-пять резюме и сможет оперативно отчитаться о проделанной работе;
Минимум затрат труда и времени;
Гарантия агентства. Если соискатель не выдерживает испытательного срока, агентство обязано его заменить, начав заново процедуру поиска.
Минусы:
Поиск может затянуться на неопределенный срок;
Работодатель передает агентству работу, но не ответственность. Таким образом, он попадает в зависимость от агентства.
Риск выбрать «не то» агентство;
Дорого. Это самый дорогой способ поиска.
. Анкетирование. Суть анкетирования, как метода, состоит в том, что кандидат отвечает на вопросы работодателя письменно. Анкетирование не является самым эффективным методом подбора персонала, поэтому его лучше дополнять личным собеседованием. Анкеты помогают произвести отсев неподходящих соискателей.
Плюсы:
Легкость обработки. Если все форма анкеты одинакова для всех соискателей;
Анкетирование не предполагает индивидуальной работы с соискателем, соответственно не занимает много времени;