Разработка и принятие управленческого решения в органах государственной власти, реализующих социальные программы
Каждый, даже самый узкий, интервал любой деятельности состоит из ряда решений, принимаемых человеком в процессе выбора вариантов, целей и способов собственной деятельности. Управленческие решения отличаются от прочих тем, что являются двухступенчатыми. Руководитель в процессе руководства все время принимает решения, как он должен руководить, но в этих его решениях есть и "вторая ступень" - это решение о том, как должны действовать подчиненные.
Нет управленческих решений, которые имели бы только хозяйственные последствия. Решения всегда социальны, всегда воспитывают у подчиненных либо позитивные, либо негативные качества. Поэтому, принимая то или иное решение, руководитель должен иметь в виду двоякий эффект: производственно-экономический и социальный, нравственно-психологический. И оценкой оптимальности принятого им решения будут не только хозяйственные показатели, но и поведение работников при достижении ими производственных целей, мера их активности, инициативы.
В зависимости от того, в какой степени знаком с ситуацией субъект управления, принимающий решение, различают решения:
· уверенности (детерминистские решения, когда известна ситуация и имеющие в ней место причинные зависимости);
· риска (вероятностные решения, когда не известен хотя бы один из моментов, но известна и может быть подсчитана его или их вероятность, если такого рода случаи часто имеют место);
· неуверенности (стратегические решения, когда принимающему решение ни один из указанных моментов не известен).
М. Вудкок и Д. Френсис различают управленческие решения в зависимости от относительной трудности проблем, требующих решения. Они выделяют и рассматривают четыре уровня принятия решений, для каждого из которых требуются определенные управленческие навыки [22, с.142].
Уровень первый - рутинный. Принимая рутинные решения, руководитель ведет себя в соответствии с определенной программой, почти как компьютер, распознающий ситуации и поступающий заранее предсказуемым образом. Его главная функция в том, чтобы "почувствовать" и идентифицировать ситуации, а затем взять на себя ответственность за начало определенных действий.
Уровень второй - селективный. На этом уровне руководитель оценивает достоинства целого круга возможных решений и старается выбрать из некоторого числа хорошо отработанных альтернативных наборов действий те, которые лучше всего подходят к данной проблеме.
Уровень третий - адаптационный. На этом уровне руководитель ищет новое решение известной проблемы. Успех зависит от его личной инициативности и способности прорыва в неизвестное.
Уровень четвертый - инновационный. На этом уровне руководителю необходимо найти способы понимать совершенно неожиданные и непредсказуемые проблемы, решение которых зачастую требует развития в себе способности мыслить по-новому.
В таблице 1.1 объединены четыре уровня принятия решений и ключевые навыки, необходимые руководителю. Руководителям, работающим над принятием решений высокого уровня, требуются также и навыки более высокого уровня.
Полезно выделить также решения: единоличные (принимаемые руководителем единолично) и коллегиальные (принимаемые руководителем с привлечением подчиненных).
Причем в зависимости от "удельного веса" единоначалия и коллегиальности в принятии решении выделяются пять типов принятия решений:
· единоличное принятие решений без предварительных консультаций с сотрудниками и последующего их информирования;
· единоличное принятие решений с последующим информированием подчиненных;
· единоличное принятие решений с предварительными консультациями в коллективе;
· принятие совместных решений с сотрудниками;
· полная передача подчиненным функции принятия решения.
Таблица 1.1
Уровни принятия решений и ключевые навыки, необходимые руководителю
Типы решений |
Ключевые навыки |
Рутинный |
Неукоснительное следование процедуре, разумная оценка ситуации, гуманное лидерство, контроль, мотивация |
Селективный |
Установление целей, планирование, анализ развития, анализ информации |
Адаптационный |
Идентификация проблем, системное решение проблем, создание рабочих групп, анализ возможного риска |
Инновационный |
Творческое управление, стратегическое исследование, системное развитие |