Разработка и принятие управленческого решения в органах государственной власти, реализующих социальные программы
Соответственно этим типам принятия решения можно говорить о пяти возможных стилях руководства:
· директивном,
· директивно-коллегиальном,
· коллегиальном,
· коллегиально-либеральном,
· либеральном.
В научной литературе описываются также решения: альтернативно-условные; компромиссные и бескомпромиссные; перестраховочные и смелые; перспективные (касаются определения человеком или группой направления деятельности) и текущие (принимаемые по поводу изменения условий в рамках выработанного направления).
Чтобы квалифицированно принимать решения, человек должен обладать определенными личностно-деловыми качествами.
Исследования показывают, что есть руководители, которые, обладая этими качествами, не владеют искусством принимать решения. В связи с этим представляют интерес те психологические условия, соблюдение которых позволяет преодолеть этот недостаток:
· прогностическое воспроизведение путей решения стоящих задач, соотнесение их с реальными условиями реализации;
· составление подробного информационного описания "слагаемых", необходимых для принятия решения и возможных действий по его реализации;
· умелое оперирование своими знаниями, постоянное использование профессионального опыта и интуиции;
· активное подключение специалистов к разработке конкретных предложений по выработке решения, осуществление выбора наиболее обоснованных путей, осваивание этих идей под углом зрения своей концепции решения;
· основательная волевая подготовка, внутреннее преодоление "борьбы мотивов" в пользу принятия решения, которое меньше сопряжено с риском, обладание высоким чувством ответственности;
· критическая оценка эффективности путей реализации выработанного решения, "открытость" к новой информации, помогающей скорректировать принятое решение.
В научной литературе различают руководителей с внутренней и внешней стратегией при принятии решений. К первой группе относят тех, кто считает, что качество решения, его осуществимость, прежде всего, зависят от собственной компетентности, интеллектуальных способностей, воли. Лица с внешней стратегией убеждены, что их успехи или неудачи, прежде всего, зависят от внешних обстоятельств, на которые они не могут оказать влияние.
Полезно будет также выделение типов принятия решений в зависимости от сочетания таких психологических качеств, как продуктивность мышления и его критичность. Первое качество (обозначим буквой П) проявляется в способности построения гипотез, вариантов, нестандартных предложений и т.п. Второе (обозначим буквой К) обнаруживает себя в склонности к тщательной проверке предлагаемых проектов и гипотез. О людях, обладающих им, говорят, что они ничего не принимают на веру, тщательным образом все взвешивают. "Семь раз отмерь - один раз отрежь" - это сказано именно о них.
Различают:
1. импульсивное решение, выражаемое формулой (П > К), - процессы построения гипотез значительно преобладают над их проверкой;
2. рискованное решение (П ³ К) - процессы построения гипотез доминируют над их проверкой, но это доминирование не является значительным;
3. уравновешенное решение (П = К) - процессы построения гипотез уравновешиваются их проверкой;
. осторожное решение (П £ К) - проверка гипотез в основном преобладает над процессами построения;
. инертное решение (П < К) - контроль гипотез значительно преобладает над их построением .
Немаловажное значение для принятия решений имеет решительность, т.е. способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности. Она очень важна в сложных ситуациях, когда поступок связан с известным риском и необходимостью выбора из нескольких альтернатив. Решительность означает также способность смело брать на себя ответственность за принятое решение.
Люди, очевидно, хотели бы, чтобы принятые ими решения были оптимальны, эффективны. Но для реализации такого желания нужно, по меньшей мере, знать те факторы, которые влияют на процесс принятия решения. Их можно свести в четыре группы:
1. Информационные факторы, т.е. объем информации об объекте действия, об исполнителях и условиях, в которых будет происходить действие.
2. Мотивационные факторы, т.е. мотивы субъекта, принимающего решение, его интересы, установки и позиции.