Корпоративная культура: понятия, сущность, виды, функции
. Поиск ценностей успешной организационной культуры, максимально соответствующей следующим факторам: организационной технологии, возможностями и ограничениями внешней среды организации, уровню профессионализма персонала и особенностями национального менталитета;
. Закрепление выявленных ценностей организационной культуры на уровне персонала организации.
В данном случае, если первое направление формирования культуры организации относится к сфере стратегических разработок, в ходе которых выявляются организационные ценности, в максимальной степени соответствующие целям организационного развития и особенностям персонала организации, то второй блок задач относится к тактическому менеджменту, разрабатывающему систему конкретных мероприятий и процедур по укреплению ценностей, выявленных на первом этапе.
Оба этапа взаимосвязаны и взаимообусловлены: от того насколько правильно будут определены и сформулированы организационные ценности на первом этапе, будет зависеть глубина приверженности к ним, поддерживаемая при помощи мер второго этапа. И наоборот, правильность, последовательность и систематичность конкретных мер по поддержанию организационной культуры во многом определит в конечном итоге ее силу (широту охвата).
К мерам по реализации задач первого блока относятся следующие:
· изучение особенностей национального менталитета с точки зрения определенных принципов управления организации;
· определение возможностей и ограничений персонала;
· определение основных технологических возможностей и возможностей внешней среды.
Искомые ценности культуры, выявленные менеджером на первом этапе, становятся основной целью для второго этапа их формирования в организации.
Второй блок задач реализуется посредством выделения ключевых фигур или творцов организационной культуры, которые призваны формировать необходимые организационные ценности культуры.
Процесс формирования организационных ценностей привязан к жизненному циклу организации. На начальном этапе организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. На данном этапе все принятые впоследствии в организации нравы, обычаи, основной стиль деятельности, а также успех или неуспех организации закладывается ее основателями. Они видят миссию организации, и то, какой организация должна быть в идеале. В своей деятельности они руководствуются предыдущим опытом создания организации и ее культурных ценностей. Краткое содержание процесса формирования ценностей в организации на различных этапах ее жизненного цикла представлено в таблице 1.
Таблица 1. Краткое содержание процесса формирования ценностей в организации на различных этапах ее жизненного цикла
1. Этап создания |
2. Этап роста |
3. Этап замедления роста |
4. Этап зрелости |
5. Этап нового роста |
Философия основателей компании; деятельность топ-менеджмента |
Закрепление общеразделяемых ценностей при помощи героев и символов |
Формализация критериев отбора и методов социализации персонала |
Интегративная роль общеразделяемых ценностей организационной культуры |
Приверженность персонала ценностям профессионализма, инновационости и лояльности фирме как основа преодоления кризиса |
Эффективность корпоративной культуры может характеризоваться следующими параметрами:
командность, сплоченность
искренность (реализуется через хорошую информированность)
уважение людей друг к другу