Роль управленческих технологий в повышении уровня качества продукции
Качество продукции /услуг - это результат деятельности и одновременно обобщающая характеристика деятельности компании. На этот
результат работает вся система корпоративного управления, включающая проектный инвестиционный, производственный, финансовый, кадровый и другие виды специального менеджмента. Иначе говоря, современные управленческие технологии являются важным фактором повышения качества продукции/услуг [26].
Так, практически любое предприятие (компания, организация) под воздействием изменений со стороны внешнего хозяйственного окружения сталкивается с необходимостью немедленного и адекватного изменения своих структуры и функций. От того, насколько умело компания проведет эту работу, напрямую зависит ее конкурентоспособность, а следовательно, жизнеспособность. Поэтому реструктуризация сегодня является признанным рыночным инструментом повышения конкурентоспособности предприятий.
Корпоративный менеджмент конкурентоспособного предприятия определяется выработанной по результатам диагностики стратегией развития. Сложность этого процесса состоит, в частности, в том что изменения в стратегии приводят к возникновению и соответственно к необходимости устранения новых административных, технологических и других проблем. Среди них и необходимость изменения системы менеджмента качества.
Развитие любой компании происходит на фоне непрерывного усложнения всех основных элементов - организационной структуры, стиля руководства, рынков, систем мотивации, организации работы и др. Поэтому в результате создания новых стратегий развития и последующего реформирования непрерывно обновляется (и усложняется) модель как корпоративного менеджмента так и менеджмента качества на рис. 1.2.1.
Таким образом, менеджмент качества (МК) следует рассматривать как один из системообразующих элементов общего (корпоративного) менеджмента, а также одного из его центральных разделов - управления проектами. При этом в соответствии с положениями общей теории управления уровень МК должен соответствовать уровню развития корпоративного менеджмента[33].
Рассмотрим основные методы менеджмента, способствующие повышению уровня качества продукции/услуг.
. Реинжиниринг бизнес - процессов
. Реструктуризация предприятий и компаний
. Методы «точно вовремя» (just -in-time)
. Система «всеобщего обслуживания оборудования»
. Управление знаниями
. Анализ данных
. Управленческий учет и бюджетирование
. Функционально - стоимостной анализ
. Управление персоналом
Дадим краткую характеристику каждому методу.
. Реинжиниринг бизнес - процессов.
Реинжиниринг бизнес - процессов (Busines Process Reengineering - ВРR) новых бизнес - процессов резко повышающих эффективность деятельности всего предприятия.
Принципиальными положениями реинжиниринга бизнес-процессов являются:
- перестройка бизнес-процессов должна осуществляться как бы с чистого листа, те, без учета всего предыдущего опыта;
ВРR ставит под сомнение общепринятые предположения, которые делаются относительно множества вещей и явлений;
реинжиниринг требует значительного объема творчества;
радикальные изменения осуществляются с помощью и на основе применения современных информационных технологий[24].
Реинжиниринг бизнес-процессов вырос (и базируется) из общей методологии процессного управления. В отличие от множества других методов, применяемых в управлении качества, реинжикиринг предполагает кардинальное изменение процессов. а не постепенное их улучшение)
В таблице 1.2.1. приведены различия, выделенные Т. Давенпортом, между реинжинирингом и постоянным улучшением бизнес-процессов.
Таблица 1.2.1
Различия между постоянным улучшением и реинжинирингом
Наименование параметра |
Постоянное улучшение |
Реинжиниринг |
Уровень изменений |
Наращиваемый |
Радикальный |
Начальная точка |
Существующий процесс |
«Чистая доска» |
Частота изменений |
Непрерывно/единовременно |
Единовременно |
Требуемое время |
Короткое |
Длительное |
Направление |
Снизу-вверх |
Сверху-вниз |
Охват |
Узкий, на уровне функций |
Широкий, межфункциональный |
Риск |
Умеренный |
Высокий |
Основное средство |
Статистическое управление |
Информационные технологии |
Тип изменений |
Культурный |
Культурный/структурный |