Модели поведения предприятия
Главной целью предприятия должна быть максимизация выгод. Существует несколько моделей, объясняющих поведение предприятий: максимум прибыли, продаж, роста, добавленной стоимости. Выгоды предприятия отражает прибыль. Варианты максимизации прибыли сосредоточены на решениях в краткосрочной перспективе, позволяя максимизировать краткосрочный доход за вычетом затрат. В поздних вариантах считалось, что целью является максимизации стоимости предприятия. Так как стоимость в длительном интервале определяется потоком будущих прибылей, модель должна учитывать текущую стоимость денег и риск.
Существует много юридических и социальных ограничений, которые определяют предел стремлению предприятия к прибыли. В рамках этих ограничений стремятся иметь оптимальную прибыль. Это означает, что предприятию необязательно максимизировать прибыль, вместо этого оно балансирует стремление к прибыли с другими целями - экономическими и неэкономическими. [8; 57]
Модель максимизации продаж - самая известная альтернатива модели максимизации прибыли. Она подтверждена привлекательными примерами из жизни. Но очень многие исследования не подтверждают гипотезу максимизации продаж, особенно для долгосрочных целей.
Предприятия отдают предпочтение денежным поступлениям от продаж по ряду причин. (1). Изменение в продажах требует изменений в торговле, чем это оправдано равноценными изменениями в прибылях. (2). Управленцы знают, что отсутствие роста продаж наносит ущерб отношениям с потребителями. (3). Управленцы знают, что сокращение объема продаж приводит к сокращению влияния на рынке. Поскольку управляющие являются наемными служащими, оценка их работы более чувствительна к уровню продаж, чем к уровню прибылей (до тех пор, пока поддерживается приемлемый уровень прибылей).
Максимизация отдаленной прибыли составляет часть стратегии сохранения позиций в конкурентной борьбе, которая способна дать большую прибыль в отдаленном будущем. Увеличение продаж считается краеугольным камнем стратегии. Рост и потенциал служат мерилом успеха предприятия. Если продажа обеспечивает максимум прибыли, объем продаж должен оставаться постоянным, пока постоянны затраты и уровень спроса. По этой модели у предприятия нет оснований для наращивания продаж. В действительности спрос и затраты не остаются постоянными, и нужно стремиться к росту объемов продаж. Рост должен финансироваться либо удержаниями из доходов, либо займами. Осторожные управляющие поддерживают соотношение «обязательства - активы» достаточным для роста, но ниже предела неприемлемого риска. В отдаленной перспективе рост определяется наличием нужного потока прибылей. Какие бы различия ни проявлялись в краткосрочных интересах, долгосрочные интересы одинаковы. Решение о максимуме роста продаж является решением о максимуме прибыли в перспективе. [15; 80]
Хотя модель максимизации прибыли может быть применена как в коротком, так и длительном периоде, фактически сосредоточиваются на текущих прибылях. Внимание сосредоточивается на таких аспектах, как доход на акцию, а не на долгосрочных концепциях повышения эффективности от использованных ресурсов. Краткосрочная прибыль игнорирует интерес работников предприятия. Управленческий аппарат пытается улучшить финансовую картину и, чтобы уменьшить затраты, сокращает заработную плату работникам, а профсоюзы, защищая их интересы, требуют повышения зарплаты. Предпочтение краткосрочной прибыли является причиной враждебных отношений, существующих между управляющими и сотрудниками.
Предприятие покупает исходные материалы (товары и услуги) у внешних поставщиков. Добавленная стоимость - разность продаж за определенный период и издержек на товары и услуги, купленные у поставщиков. Она включает труд, капитал и прибыль предприятия. Модель добавленной стоимости направлена на максимизацию выгоды всех: управляющих, рабочих, поставщиков и акционеров. Философия состоит в том, что цель частной корпорации состоит в вознаграждении своих работников (как управляющих, так и рядовых сотрудников). Оно включает не только заработную плату, жалованье и привилегии, но и удовлетворение, получаемое от изготовления качественного продукта.