Модели поведения предприятия
Заработная плата управленцев и затраты на содержание являются частью добавленной стоимости. Управление и труд уже не противники, а преследуют общую цель максимизации добавленной стоимости. Если она стала целью, то управляющие и рабочие начинают сознавать, что их интересы неразрывно связаны со способностью конкурировать на рынках. Они стремятся к сокращению затрат и увеличению выручки.
Гармоничная организация хозяйства по максимуму добавленной стоимости перспективна и потому заслуживает серьезного изучения. Модели управленческого поведения включают модель управленческой выгоды, модель управленческой разумности и агентскую модель. Все эти модели исходят из базовых предположений: (1) как владельцы, так и управляющие являются рациональными людьми, максимизирующими свою выгоду; (2) имеются противоречия владельцев и управляющих; когда управляющие максимизируют свою выгоду, они уменьшают выгоду владельцев.
Модель управленческой выгоды: (1) ставка прибыли меньше в контролируемых управляющими фирмах, чем в фирме, управляемой владельцем, поскольку управленцы игнорируют заинтересованность владельцев в максимизации прибыли; (2) управляющие не имеют личного интереса в максимизации прибыли.
Модель управленческой разумности: (1) управляющие фирм могут преследовать личные интересы при условии, что обеспечивают уровень прибылей, достаточный для выплаты приемлемых дивидендов владельцам; (2) когда предприятие процветает, управляющие стремятся получать нематериальное вознаграждения. Бихевиористы называют эти нематериальные блага управленческими привилегиями.
Агентская модель ориентирована на отношения принципалов (акционеров) и их агентов (управляющих), действующих в интересах первых. Чтобы управляющие действовали, акционеры делегируют им право принятия решений. Его полномочия предполагают делегирование права принятия решений другим управляющим. Недобросовестные управляющие могут принимать решения для личного обогащения. Их интересуют дорогостоящие привилегии, а не сокращение затрат. Они уклоняются от принятия решений, имеющих элементы риска, опасных для их должности, или вступать в конфликты, создавая напряженность внутри компании или на рынке, нанося ущерб максимизации прибыли. Проблема том, что акционеры не могут знать, делают ли управляющие все для максимизации состояния владельцев. Акционеры могут видеть только результаты действий, проявляющиеся на самом нижнем уровне. Если акционеры не являются управляющими, они не могут следить за процессом управления. Если результаты неудовлетворительны, то акционеры могут наказать управляющих (лишить премий, не повысить оклад, уволить). Но пока результаты удовлетворительны, акционеры не могут установить, получают ли максимум выгоды. [20; 40]