Секторы и рынки
, ,
, ,
.
Простейшая модель содержит секторы E и H. Предприниматели E организуют производство благ, в котором применяют рабочую силу L для выпуска YE. Домашние хозяйства H получают доход YH, который полностью расходуется на потребление C. В этой закрытой модели, связывающие E и H потоки равны между собой YH=YE=C=L. В ней отсутствуют источники для расширения производства (простое воспроизводство). Ситуация изменится, если ввести в модель сектор V. Он необходим, если сектор Е привлекает капитал K с финансового рынка и производит благ больше, чем C. Домашние хозяйства часть дохода сберегают: S=YH-C. Сектор V является «копилкой общества», где аккумулируются сбережения и амортизационные отчисления. Если сбережения направить на инвестиции, общество получает возможность расширенного воспроизводства.
Направленному графу предложений и спроса рис. 3.2 отвечает матрица из таблицы 3.2.
Рис. 3.2. Потоки предложений и спросов
Таблица 3.2. Матрица предложений и спросов
MP |
MR |
MF | |
E |
YE |
-L |
-K |
H |
-C |
YH |
-S |
V |
-I |
-Z |
YV |
Потоки предложений направлены от секторов к рынкам, а потоки спросов - от рынков к секторам. Существует три источника разногласий в описании рынков MP и МR: (1) гибкость цен, (2) гибкость предложений, (3) роль ожиданий в экономике. Правые экономисты утверждают, что цены благ и ресурсов гибкие, советуют полагаться лишь на рыночные силы. Левые экономисты считают, что рынок не устраняет неравновесие, и ратуют за вмешательство государства. Правые экономисты считают, что предложение благ зависит от факторов производства, но не зависит от спроса. Это подход экономики предложения (неоклассика). Левые экономисты полагают, что увеличение спроса приводит к росту совокупного предложения - подход экономики спроса (кейнсианцы). Неоклассики: кривая предложения AS вертикальна, а смещение кривой спроса AD изменяет уровень цен p, но не объем производства y. Кейнсианцы: AS горизонтальна, а смещении AD изменяет объем y, но не уровень цен p.
Микроэкономика изучает условия равновесия на конкретных рынках благ (пшеница, нефть, компьютеры, автомобили). Пусть бюджет покупателя D равен b=2. Товар в количестве q=2 он может купить по цене p=1, а q=1 - по цене p=2. Полезность каждой из этих покупок равна 2. Какую полезность uD принесет покупателю покупка товара в количестве q=1 при цене p=1,5? В системе уравнений q=Xb заданы вектор q и матрица X, а неизвестен вектор b: [23; 208]