Сравнительный анализ
Рис. 3.8. Зависимость спроса от предложения
Существование равновесия в некоторых случаях не является само собой разумеющимся: его достижение требует некоторых усилий. Например, производитель несет большие издержки производства и не может поставлять продукцию по цене меньше цены рентабельности pR. Но эта цена высока для потребителя и спрос при ценах p≥pR меньше объема производства, когда оно рентабельно. В этом случае равновесия в узком смысле не существует, но есть равновесие в широком смысле при p≥pR (предложение больше спроса). Положение можно исправить дотацией производителя. Если производство товара невелико и мало реагирует на рост цены, а потребители готовы купить большое количество товара по любой цене, то равновесие отсутствует как в узком, так и в широком смысле. Равновесие при дефиците товара можно достичь подъемом производства или ограничением доходов потребителя.