Основные формулы
Валовой доход - основной микроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всего объема товаров и услуг, произведенных или оказанных предприятием за определенный период: [2; 204]
,
где ВД - валовой доход за вычетом скидок, ОпБ - объем продаж в натуральном выражении, ЦБ - цена без учета скидки, Sск - сумма скидок. Скидки ранжируются в зависимости от времени, возрастной группы и специфики товара. Они составляют 10, 20 и 30%.
Важнейшими показателями эффективности являются величины переменных и постоянных издержек. Переменными называются издержки, величина которых изменяется в зависимости от объема продаж. К ним относят затраты на сырье, оплата большей части труда. Переменные издержки рассчитываются как сумма трех составляющих:
,
где Ипер - переменные издержки, Аф - амортизационные отчисления, ЗПп - зарплата технического персонала, КУ - расходы, связанные с оплатой коммунальных услуг (электроэнергия). Условно-постоянными называются издержки, величина которых не зависит от объема. Они связаны с оборудования, оплат услуг, постоянных платежей, зарплатой административного персонала:
,
где Иуп - условно-постоянные издержки, Услуги - оплата услуг (охрана, ремонт), О.п - обязательные платежи (вычеты по налогам, дебиторской задолженности), Т.п - плата за право осуществления коммерческой деятельности (торговый патент), ЗПа - зарплата админперсонала. На основе постоянных и переменных издержках аналитик можно провести текущую оценку финансового состояния, определив маржинальную и операционную прибыли предприятия.
,
где Прмарж - маржинальная прибыль, которая показывает соотношение валового дохода и переменных издержек. На ее основе можно сделать вывод о том, является ли оправданной сумма переменных издержек.
,
где Пропер - операционная прибыль, указывающая долю постоянных издержки в маржинальной прибыли. На основе первичного анализа можно найти чистую прибыль, которая равна операционной прибыли за вычетом выплаты по налогам.
,
где Прчист - чистая прибыли, Налог - сумма выплаты по налогам.
Анализа основан на точке безубыточности, которая является важнейшим показателем при оценке принимаемых решений. На ее основе руководство координирует возможности в плане увеличения спроса, за счет снижения цены услуги или товара, влияя на рост покупательской способности. Точка безубыточности:
,
где ТБ - точка безубыточности, Цб - средневзвешенная цена, Ипер.1б - переменные издержки на продажу. Вспомогательными показателями для определения точки безубыточности являются объем продаж в точке критического производства и объем переменных издержек.
Объем продаж показывает, как зависит валовая прибыль от величины постоянных издержек.