Стратегическое планирование на предприятии
Условно организационные стратегии могут быть разделены на две группы - стратегии функционирования и стратегии развития. Стратегии функционирования отражают поведение организации на рынке в связи с реализацией выпускаемых ею товаров и услуг. Если стратегия функционирования в первую очередь связана с текущей деятельностью организации на рынке, то стратегия развития в качестве объекта имеет ее потенциал и конкурентные преимущества.
Выбор эталонной и конкурентной маркетинговой стратегии осуществляется путем анализа ресурсов, рисков и времени (табл. 1).
Таблица 1. Выбор стратегической альтернативы
Стратегическая альтернатива |
Условия применения |
Ограниченный рост или стабильное развитие |
Применяется при условии стабильной технологии и удовлетворенности организацией своим положением. Следовательно ставится задача поддержать свои конкурентные преимущества. |
Рост |
Используется при условии высокой динамики развития и быстро изменяющихся технологий |
Сокращение |
Характерно для организаций, в которых цели устанавливаются «ниже достигнутого», в случае, если ключевые показатели имеют тенденцию к снижению. |
Сочетание |
Характерна для многоотраслевых компаний |
Данные таблицы 1 еще раз подтверждают правильность выводов исследования ООО «Даурия» и выбранной цели деятельности предприятия - «стабильное развитие». Конкурентная стратегия по каждому бизнесу выбирается с помощью матрицы Портера. Самая большая стратегическая ошибка, как считает М. Портер, состоит в желании гнаться за всеми зайцами, т.е. использовать все конкурентные стратегии одновременно. Приведем характеристику основных конкурентных стратегий (таблица 2) и сведем выбранные стратегии для ООО «Даурия» в таблицу 3.
Таблица 2. Отличительные черты основных конкурентных стратегий
Характеристики |
Лидерство по издержкам |
Широкая дифференциация |
Стратегическая цель |
Ориентация на весь рынок |
Ориентация на весь рынок |
Основа конкурентного преимущества |
Издержки производства ниже, чем у конкурентов |
Способность предлагать покупателям что-то, отличное от конкурента |
Ассортиментный набор |
Качественный базовый продукт без излишеств, ограниченный выбор |
Много разновидностей товаров, широкий выбор, сильный акцент на возможность выбора среди различных характеристик |
Производство |
Постоянный поиск путей снижения издержек без потери качества товара |
Нахождение путей по созданию ценностей для покупателей, стремление к созданию превосходного товара |
Маркетинг |
Выделение характеристик товара, ведущих к снижению издержек |
Создание таких качеств товара, за которые покупатель будет платить. Установление повышенной цены, покрывающей дополнительные издержки на дифференциацию |
Поддержка стратегии |
Разумные цены/ хорошая ценность |
Создание различных характеристик, за которые будут платить. Концентрация на нескольких ключевых отличительных чертах, их усиление, создание репутации и имиджа товара |