Нормативно-правовые документы, регулирующие промышленную и кадровую политику в промышленности РФ
"Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации"
Реализация кластерной политики способствует росту конкурентоспобности бизнеса за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, "ноу-хау", специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также снижением трансакционных издержек, обеспечивающим формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции.
Основной задачей кластерной политики в области развития системы непрерывного образования является обеспечение сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями, в том числе по следующим направлениям:
мониторинг и прогнозирование потребностей участников кластера в специализированных человеческих ресурсах и планирование, участие в разработке государственного задания на подготовку специалистов;
совместная разработка образовательных программ основного и дополнительного профессионального образования; общественно-профессиональная аккредитация и оценка качества содержания образовательных программ в интересах развития кластера;
совместная реализация образовательных программ (материально-техническое, технологическое и кадровое обеспечение в части целевой подготовки);
организация стажировок и производственной практики на предприятиях кластера.
Постановление Правительства "О перечне специальностей среднего профессионального образования для подготовки специалистов в сферах обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства в федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования".
В соответствии с Постановлением утверждается Перечень специальностей среднего профессионального образования для подготовки специалистов в сферах обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства в федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Постановление Правительства "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)"
В Типовом положении утверждаются задачи, функции, права, обязанности учреждений профессионального обучения. Объем и структура приема студентов в среднее специальное учебное заведение, обучающихся за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, определяются в порядке, устанавливаемом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Формулируя выводы по обзору нормативно-правовых документов, определяющих стратегию развития промышленности в РФ, необходимо отметить, что проблемы отраслей промышленности в них обозначены четко и последовательно, меры по преодолению обозначенных проблем представлены обоснованно и комплексно. Но, к сожелению, ни в одном из документов не представлен механизм реализации этих мер на федеральном, региональном уровне, а также, уровне хозяйствующего субъекта, не определена доля и мера ответственности и полномочий каждого уровня, не предложен механизм взаимодействия по преодолению существующих проблем, в частности, проблемы дефицита квалифицированных рабочих кадров.
Резюмируя результаты исследования, проведенного в главе 1 данной работы, мы утверждаем, что, гармоничное и комплексное решение вопросов эффективного использования рабочей силы и ее полноценного воспроизводства является неотъемлемой предпосылкой успешного развития нашей страны в долгосрочной перспективе и залогом более полной реализации ее богатого потенциала. Вынуждены констатировать, что сложившаяся в РФ государственная политика в сфере человеческих (профессиональных) ресурсов оказалась неэффективной: практически разрушена система начального и среднего профессионального образования, безнадежно устарела ее методическая, кадровая и материально-техническая база, промышленные предприятия утратили доверие потенциальных работников в плане удовлетворения их социальных и человеческих потребностей, в обществе отсутствует уважение к труду рабочего, разрушены прежние связи между профессиональным образованием и профессиональным трудом, т.е. рынок профессий и рынок образовательных услуг в России на сегодняшний день практически не связаны. Нормативно-правовая база, регулирующая обеспечение промышленных предприятий страны квалифицированными рабочими кадрами, соответствующими требованиям времени, подлежит существенной доработке.