Понятие управления качеством
управление качество менеджмент японская американский
Качество - это емкая, сложная и универсальная категория, имеющая множество особенностей и аспектов. В зависимости от того, с какой целью рассматривается и используется этот термин, существует ряд аспектов качества: философский, правовой, социальный, экономический и технологический. Так как для нас будут важны последние два аспекта, дадим следующее определение качества:
Качество - общая совокупность технических, технологических и эксплуатационных характеристик изделия или услуги, посредством которых изделие или услуга будут отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации.[5]
Поскольку с конца 70-х годов прошлого столетия в промышленно развитых странах разрабатываются стандарты на систему управления качеством (ISO 9000), необходимо определить, что называется качеством в рамках этих стандартов:
Качество - степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям. ( Гост Р ИСО 9000-2001)[6]. Другими словами, потребности людей и их требования по поводу уровня качества должны являться главнейшими стимулами для роста и совершенствования работы всего производства.
В условиях рынка и конкуренции развитые страны мира воспринимают высокое качество как стратегический коммерческий императив и самый значимый источник национального богатства. Качество во многом определяет престиж государства, служит основой для удовлетворения потребностей каждого человека и общества в целом, является важнейшей составляющей конкурентоспособности. Только на его основе предприятие может выжить в условиях конкуренции и получать необходимую прибыль, поэтому представляется вполне объективным, что деятельность по повышению и обеспечению качества в условиях рыночных отношений должна быть приоритетной.
Приведем основные причины, определяющие необходимость повышения и обеспечения качества:
• существенное непрерывное возрастание личных, производственных и общественных потребностей;
• возрастание роли и темпов НТП в развитии науки, техники, производства, экономики и всего мирового сообщества;
• усовершенствование услуг, конструкций выпускаемой продукции и повышение значимости выполняемых функций;
• увеличение объемов производства продукции и оказываемых услуг и, как следствие, возможный рост стоимости брака и рекламаций;
• неприятие потребителями продукции и услуг с относительно невысоким уровнем качества;
• ужесточение требований к интенсификации производства и повышению его эффективности как необходимого фактора благополучного существования предприятий.
Таким образом, необходимость обеспечение качества на всех этапах производства порождает такое понятие, как управление качеством.
Управление качеством - целенаправленный процесс скоординированных воздействий на объекты управления для установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества.[5]
Поскольку с середины ХХ века в развитых странах в этой сфере преобладает воплощение системы Всеобщего Управления Качеством (Total Quality Management ), и говорить мы в основном будет о ней, стоит подробно рассмотреть ее основные положения и принципы.
Всеобщее управление качеством (TQM) - это подход к управлению организацией, нацеленный на качество, который основан на участии всех ее членов ( персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры ) и направлен на достижение как долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя, так и выгоды для членов организации и общества.[5]