Понятие управления качеством
Стремясь к достижению долгосрочного успеха путем максимального удовлетворения запросов потребителя, сотрудников организации и общества в целом, перед TQM стоят следующие задачи [5]:
· Постоянное улучшение качества путем постоянного анализа результатов и корректировки деятельности
· Полная ликвидация дефектов производства и непроизводственных затрат
· Выполнение намеченного точно в срок
Тактика TQM заключается в нескольких пунктах:
· Предупреждение причин дефектов
· Вовлечение всех сотрудников в деятельность по улучшению качества
· Активная разработка стратегии управления
· Непрерывное совершенствование качества продукции и процессов производства
· Использование научных подходов
· Регулярная самооценка
Рис. 1 - Важнейшие элементы TQM, обеспечивающие успех стратегии качества. [5]
Интерпретируя рисунок 1, можно отметить, что наиболее важными элементами TQM являются:
· Обязательное широкое вовлечение высшего руководства в решение проблем качества
· Обеспечение условий и реальное участие каждого в процессе удовлетворения запросов потребителя
· Базирование всех решений только на фактах, а не на интуиции или опыте работников
· Фокусирование внимания на процессах, рассматриваемых как оптимальная система для достижения главной цели - максимизация ценности продукта и минимизация его стоимости
Перечисленные особенности являются важнейшими, но единственными
элементами Всеобщего Управления Качеством. Так же в него входят системный подход к организации управления качеством и необходимость уделять особое внимание отношениям с поставщиками.
Также стоит отметить некоторые отличия Всеобщего управления качеством от основных принципов традиционного управления качеством. В TQM применяются [4]:
· Обучение управлению качеством всего персонала, а не только сотрудников отдела контроля качества
· Разработка преимущественно предупреждающих, а не корректирующих воздействий
· Удовлетворение потребностей не только заказчика, но и общества и сотрудников организации
· Планирование, обеспечение и контроль улучшения качества в непрерывном режиме
· Регулярное выявление и решение проблем в области качества, долгосрочное планирование качества и способов его достижения
· Принятие решений на основе фактов
· Деятельность, направленная на результат и ориентированная на эффективные действия, а не на обсуждения
Итак, определившись с понятием управления качеством и, более узкого, Всеобщего управления качеством, мы можем перейти к истории возникновения и развития этой сферы управления, ибо она, как любая наука, возникла не сразу в том виде, в котором мы знаем ее сейчас.