Фомирование и развитие американской школы управления качеством
Анализирую американский опыт в области качества, можно выделить следующие характерные его особенности [4]:
· Совершенствование управления фирмой в целом
· Жесткий контроль качества продукции с использованием методом математической статистики
· Внимание к процессу планирования производства по объемным и качественным показателям, административный контроль изменения планов
Безусловно, нельзя не уделить должное внимание рассмотрению одного и главных инструментов американского менеджмента качества - циклу Деминга. PDCA ( “Plan-Do-Check-Act” - «планируй-делай-проверяй-действуй» ). Методология PDCA представляет собой простейший алгоритм действий руководителя по управлению процессом и достижению его целей. Цикл управления начинается с планирования. Планирование - это установление целей и процессов, необходимых для достижения целей, планирование работ по достижению целей процесса и удовлетворения потребителя, планирование выделения и распределения необходимых ресурсов. Далее выполнение - осуществление запланированных работ. Затем необходима проверка, представляющая собой сбор информации и контроль результата на основе ключевых показателей эффективности, выявление и анализ отклонений, установление причин отклонений. И, наконец, воздействие (управление, корректировка) - принятие мер по устранению причин отклонений от запланированного результата, изменения в планировании и распределении ресурсов.
Кроме того, Деминг сформировал 14 постулатов, также легших в основу американской школы менеджмента качества:
. Сделать так, чтобы задача совершенствования товара или услуги стала постоянной.
. Освоить новую философию - управляющие должны осознать свою ответственность и взять на себя необходимое руководство.
. Прекратить практику предоставления заказов только на основании цены. Вместо этого свести затраты к минимум, работать с поставщиком на основе долгосрочных отношений и взаимного доверия.
. Устранить зависимость от массового контроля при достижении качества.
. Постоянно и неизменно совершенствовать систему производства и обслуживания.
. Создать систему подготовки кадров на рабочих местах.
. Создать систему эффективного руководства.
. Уничтожить страх перед руководством у рабочих, дать им возможность эффективно работать на компанию.
. Разрушить барьеры между отделами. Все сферы должны работать как одна команда.
. Отказаться от лозунгов и проповедей для рабочих, призывающих их к достижению нового уровня производительности. Успех компании почти на 100% зависит от правильного руководства.
. Исключить произвольное установление заданий и норм для производства.
. Устранить препятствия, не позволяющие работникам гордиться своим мастерством.
. Внедрить обширную программу повышения квалификации.
. Сделать так, чтобы каждый в компании участвовал в программе преобразований.
Также на американских предприятиях активно использовались такие мощные инструменты как Триада качества Дж. Джурана, четыре принципа управления качеством Ф. Кросби, Десять заповедей А. Фейгенбаума и многие другие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как мы смогли увидеть, между деятельностью по управлению качеством в Японии и аналогичной деятельностью в США существует множество различий. Это обуславливается социальными, культурными, традиционными особенностями стран. Ведь любая деятельность, осуществляемая в рамках производства, не может быть оторвана от культурных и социальных условий.
Одним из главным аспектов, отличающих эти две системы, является отношение к профессионализму. В США ему уделяется большое внимание, и когда возникают вопросы, связанные с качеством, они сразу отправляются профессионалам в этой области. То есть компания использует только очень узких специалистов. В Японии же инженера, поступившего на работу, могут направить работать в любое подразделение, в том числе и в отдел по управлению качеством. Такая система не создает профессионалов с высочайшей квалификацией.
Нельзя не отметить существенное отличие эффекта метода Тейлора на работу сотрудников. Согласно ему, рабочих предоставляются производственные и технические нормы, которым они должны безоговорочно следовать. Он превращает работников в роботов. В современной же Японии, где ценится самосознание и образованность, такой метод навязывать нельзя. В Америке люди трудятся, потому что они вынуждены это делать, то есть ни о каком вдохновении не идет и речи. Если к людям относиться как к машинам, повышаются показатели абсентеизма и текучести кадров, что не может не влиять на уровень качества продукции.
Важную роль в Японии сыграло правительство, правильно проведя политику стимулирования. В начале 60-х Япония вступила на путь либерализации торговли. Она могла выпускать высококачественную продукцию по низкой себестоимости; фирмы вступали в жесткую конкуренцию между собой и становились конкурентоспособными в международном масштабе.