Фомирование и развитие американской школы управления качеством
Как уже говорилось, на американских предприятиях очень высока текучесть кадров. При таких условиях трудно ожидать высокого качества. В Японии используется система «семейного» найма, во многих случаях гарантируется пожизненный наем. Делается большой упор на обучение кадров, особенно на подготовку в области управления качеством. В США же, при существующих условиях, очень сложно внедрить такие мероприятия.
Экономические и технологические различия представлены в виде следующей таблицы.
Таблица 1 - Сравнение концепций качества в американской и японской моделях [9]
Концепции качества | |
Американская модель |
Японская модель |
1. Более высокое качество равносильно более высоким издержкам |
1. Более высокое качество равносильно более низким издержкам |
2. Более высокое качество равносильно более низкой производительности |
2. Более высокое качество равносильно более высокой производительности |
3. Контроль качества находится в руках инспектора по контролю за качеством |
3. За качество отвечает коллектив рабочих |
4. Производство более крупных изделий равносильно низким издержкам |
4. Производство более мелких изделий снижает издержки |
5. Производительность труда растет благодаря разделению труда между теми, кто думает и кто производит |
5. Все рабочие должны думать: думающий рабочий - это продуктивный рабочий |
6. Всегда существуют потери в затратах, качестве и при доставке |
6. Никаких потерь в затратах, качестве и доставке |
7. Автоматизация может позволить сократить затраты и устранить производственные дефекты, но сама она вызовет проблемы в отношениях с профсоюзами |
7. Автоматизация сокращает трудовые издержки и устраняет производственные дефекты |
8. Высокое качество гарантирует потребительское доверие на долгий срок | |
9. Низкое качество равносильно лишним затратам, а лишние затраты недопустимы. |
Как уже говорилось, Япония сильна правильным и результативным применением на практике разработанных концепций, в то время как в Америке получило мощное развитие именно теоретическое направление методов управления качеством. Таким образом, родилось понятие, о котором уже упоминалось в первой главе - Всеобщее Управление Качеством. Оно включает в себя сильные стороны обеих концепций и объединяет последовательно разработанные принципы американских ученых и проверенные опытом японских управляющих подходы в применении их на практике управления фирмой.
В настоящее время концепция TQM широко применяется в том числе ведущими мировыми компаниями. Правильное его применение является мощным инструментом в борьбе с конкурентами, а также позволяет вовремя и наилучшим образом отвечать запросам потребителей. Как уже говорилось, наиболее широкое практическое применение она получила в Японии. И сегодня нельзя отрицать тот факт, что продукт с подписью «сделано в Японии», будет продаваться по всему миру и всегда будет востребован. Качество делает свое дело.
На основе всего обзора можно сделать вывод, что фирма, наиболее полно и грамотно использующая результаты японских и американских ведущих фирм в области управления качеством, может рассчитывать на успех во всех отношениях. Ведь эта концепция включает в себя упорядочивание всех сфер работы предприятия, что является залогом успеха вне зависимости от направленности на обеспечение уровня качества.
Безусловно, эта система не может не совершенствоваться в будущем, поскольку всякая концепция нуждается в доработке в зависимости от изменяющихся рыночных, социальных, экономических и многих других условий. Но основные ее положения все равно будут оставаться фундаментальными знаниями, без применения которых фирме крайне сложно будет рассчитывать на достижение поставленных целей в области качества.