Мероприятия по формированию элементов корпоративной
культуры в целях реализации стратегических задач компании
Итак, основные стратегические задачи компании ООО «Евросеть-Ритейл»:
получение максимально возможной прибыли за счет большого объема продаж на основе стратегии низких цен;
позиционирование высокого уровня сервиса;
увеличение доли рынка за счет «экспансии в регионы»(открытия торговых точек даже в небольших населенных пунктах).
Для того, чтоб эти задачи эффективно решались, необходимо устранение выявленных проблем:
соответствие типов личности работников основным требованиям корпоративной культуры;
формирование высокого командного духа на торговых точках;
удовлетворенность трудом и высокая мотивация в коллективе.
На основе этих выводов предложим следующие три мероприятия.
) Предприятию необходимо ввести должность штатного психолога. Оценка психолога при устройстве на работу включает психодиагностику профессионально важных качеств сотрудников. Успешное прохождение собеседования и последующий прием на работу в ООО «Евросеть-ритейл» должны зависеть не только от наличия у кандидата нужного опыта, навыков и знаний. Соответствие соискателя вакансии по формальным признакам определяется еще на этапе просмотра резюме. Дальнейший отбор гораздо сложнее - ведь работодателю важно знать, подходит ли кандидат на конкретную должность и годится ли для работы в данной компании, сумеет ли он вписаться в коллектив, близки ли ему корпоративные ценности и т.п. Некоторые работодатели пытаются выяснить эти соответствия на самом первом собеседовании в кадровой службе. Но HR-специалисты в большинстве случаев владеют психологическими приемами оценки кандидата весьма поверхностно. Всегда есть риск, что HR-менеджеры пропустят «не того» кандидата, руководствуясь личной симпатией или желанием побыстрее закрыть вакансию.
Стандартное интервью с психологом может быть двух видов: в форме беседы и психологических тестов. Интервьюеры могут применять одну из этих практик или обе сразу. Бывает, что соискателям приходится подождать некоторое время, пока психолог не подведет итоги тестирования и не позовет кандидата побеседовать по результатам. Рассмотрим средства из арсенала психолога подробнее.
Психологические тесты. Набор тестов у каждого психолога индивидуален. Разумеется, кандидату не предлагается весь набор сразу - комбинация тестов зависит от должности, на которую претендует соискатель, и тех компетенций, которыми должен обладать специалист на данной позиции.
Личностные. Как следует из названия, данный вид тестов призван выявить определенные свойства личности - такие, как коммуникабельность, лидерские качества, стрессоустойчивость. Оцениваться может и какое-то конкретное качество, и ряд этих качеств. Тесты представляют собой словесный опросник с разными вариантами ответов. Обычно состоят из множества вопросов. Ряд тестов предполагает только ответы «Да» и «Нет», в то время как другие тесты предусматривают выбор из множества вариантов.
Например, в тесте Кеттелла оценка ведется по нескольким шкалам, таким, как общительность-замкнутость, доверчивость-подозрительность, импульсивность-самоконтроль и т. д. (13; с. 100)
Популярен также тест Айзенка - 57 вопросов на искренность, интроверсию и нейротизм. Примеры вопросов: "Бывает ли когда-нибудь, что разозлившись, Вы выходите из себя?" "Вы любите часто бывать в компании?" "Бывают ли у Вас часто такие мысли, за которые Вам было бы стыдно?" (17; с. 42)
У психологов, увлекающихся идеями Карла Юнга о типологии личности часто используется основанный на этой теории тест Майерс-Бриггсили MBTI (Myers-Briggs Type Indicator). В MBTI любой опрашиваемый может быть отнесен по совокупности его характеристик к тому или иному типу личности. Оценка ведется по шкалам: ориентация сознания (экстраверсия - интроверсия), способ ориентировки в ситуации (сенсорика - интуиция), основа принятия решений (рациональность - иррациональность), способ подготовки решений (этика - логика). В итоге получается один из 16 типов личности, каждому из которых соответствует своя манера поведения и свои особенности характера. Противники юнгианской теории типов личности говорят, что деление весьма условно и не всегда отражает реальную суть вещей. Однако тест Майерс-Бриггс пользуется успехом не только у психологов, но и у HR-менеджеров. (15; с. 17)
Опытные психологи знают, что результаты испытаний могут быть искажены, поскольку от волнения человек способен выбрать совсем не те варианты ответов, которые он бы выбрал, находясь в своем обычном состоянии. Потому, если тестируются определенные качества, грамотные интервьюеры стараются подобрать опросники таким образом, чтобы эти качества пересекались.