Оценка инновационной деятельности на предприятии
Одной из важнейших задач инновационной деятельности ОАО «Тяжмаш» является создание и внедрение высокопроизводительных, надежных и экономичных турбин, способных агрегироваться с широким комплексом орудий, обеспечивающих безопасность, комфортабельность условий труда, а также конкурентоспособность на внешнем рынке.
Осуществление инновационной деятельности на предприятии зависит от финансовых возможностей предприятия и его инновационного потенциала.
Инновационный потенциал предприятия представляет собой совокупность имеющихся средств и возможностей по внедрению новой техники, технологий, форм и методов организации производства и труда с целью увеличения эффективности работы предприятия.
Модель потенциала любого предприятия определяется:
- имеющимися объемами и качеством ресурсов;
- способностью персонала к созданию определенной продукции;
- инновационной способностью;
- информационными характеристиками;
- финансовыми характеристиками.
Основными составляющими инновационного потенциала являются:
- объемы финансирования инновационной деятельности на предприятии;
- наукоёмкость продукции;
- количество работников занятых инновационной деятельностью;
- состояние материально-технического оснащения производства.
Эффективность инновационной деятельности достигается правильным учетом затрат, так как собственно эффективность определяется соотношением между результатом и затратами.
Затраты на инновации - затраты на научные исследования и разработки новых продуктов и технологических процессов, на приобретение лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, прав на патенты, беспатентных лицензий на ноу-хау, соглашений на передачу технологий, результаты научно-технических разработок.
Содержание инновационных затрат зависит от вида инноваций.
Конкретная деятельность предприятия, ориентированная на коммерциализацию инноваций включает в себя три группы затрат.
Маркетинговые затраты: идентификация рыночных возможностей (для новых продуктов и услуг); тестирование новых продуктов (услуг); подготовка каналов сбыта; рекламная деятельность; подготовка (переобучение) персонала по сбыту.
Затраты на технологическую подготовку инновации: выполнение НИОКР (собственными силами и / или с привлечением сторонних организаций); покупка технической документации (ноу-хау) или лицензий на использование результатов исследования и разработок; затраты на лицензирование (сертификацию) новой продукции (услуг); приобретение нового оборудования, материалов, комплектующих и полуфабрикатов; переподготовка (переобучение) производственного персонала.
Производственные затраты: освоение использования нового оборудования, материалов, комплектующих и полуфабрикатов; выпуск новой (модернизированной) продукции.
Таблица 7 - Затраты ОАО «Тяжмаш» на инновационную деятельность (млн. р.)
Наименование показателя |
2006 |
2007 |
2008 |
2006/ 2007 |
2007/ 2008 |
Затраты на инновационную деятельность ОАО «Тяжмаш», в том числе: |
20225 |
23 139 |
27342 |
114,4 |
118,2 |
научные исследования и разработки новой продукции и методов ее производства, новых технологий |
3180 |
3872 |
4834 |
121,8 |
124,8 |
приобретение машин и оборудования |
14297 |
15993 |
17984 |
112 |
112,4 |
приобретение новых технологий |
61 |
74 |
91 |
121,3 |
123 |
приобретение программных средств |
81 |
99 |
142 |
122 |
143,4 |
производственное проектирование |
2022 |
2466 |
3516 |
122 |
142,6 |
обучение и подготовка персонала |
8 |
11 |
16 |
137,5 |
145,4 |
маркетинговые исследования |
9 |
12 |
17 |
133,3 |
141,7 |
управление инновационной деятельностью |
567 |
612 |
742 |
93 |
121,2 |