Понятие и сущность организационной структуры
Базой для построения организационной структуры управления предприятием является организационная структура производства.
Эффективная организационная структура, с одной стороны, должна опираться на то, чего хочет и что может коллектив (корпоративную культуру), а с другой - соответствовать рынку, на котором предприятие работает.
Рынки можно классифицировать по двум параметрам: по сложности продукта (простой - серийный, сложный - индивидуализированный) и динамике изменений (стабильные с почти неменяющимися продуктами, динамичные, обновляющиеся за 2-3 года).
Для каждого из рынков подходит свой тип организационной структуры. Классическая (бюрократическая, линейно-функциональная) оргструктура наилучшим образом подходит для стабильного рынка с очень простым (серийным) продуктом (например, конвейерное производство), а также для предприятий в стадии наращивания производственных мощностей.
Она требует наименьших затрат для обеспечения производства человеческими ресурсами: рабочие на конвейере обучаются за 1-2 недели, почти все они взаимозаменяемы, бригадой из 20 рабочих управляет один мастер. Поэтому такая структура способна быстро и дешево наращивать мощности и обновлять штат, однако практически не способна меняться (любая перестройка конвейера проходит долго и болезненно).
Для работы на очень сложных и динамичных рынках предназначена проектная организация. Ее цель - выполнить любой клиентский запрос, каким бы сложным и инновационным он ни был. Классическим образцом являются крупные проектные институты, в которых работает множество проектных команд, взаимодействующих между собой и процессе разработки новых, революционных идей и продуктов.
В результате имеется два полюса. На одном находится бюрократическая организация, которая может выпускать сравнительно дешевые продукты, быстро расти, но практически не может меняться. А на другом - проектная организация, достаточно дорогая, но приспосабливаемая к любым изменяющимся условиям, какой бы сложности решений они ни требовали.
Помимо них существуют и «переходные» структуры. [ 7, с.3].
В ситуации простых продуктов, но очень динамичного рынка возникает организация лидерского или предпринимательского типа. В центре ее стоит лидер, который задает направление развития, непосредственно контролирует своих подчиненных и ставит задачу каждому Главный плюс такой организации - мобильность и динамичность.
В отличие от проектной организации, где каждый сам определяет направление своего движения, в лидерской организации нее решения принимаем один человек, который действует гораздо быстрее, чем команда.
Кроме того, такая организация, безусловно, дешевле проектной. Она не тратит много времени на обсуждения и коммуникацию. Однако ничего кардинально нового она изобрести не способна, так как один человек не может бесконечно порождать новые идеи.
Организация независимых профессионалов чаще всего работает на сложных, но практически стабильных рынках (например, зубоврачебная клиника).
Промежуточной между всеми перечисленными чинами является дивизиональная организация. Она делится на несколько почти независимых подразделений, каждое из которых отвечает за свой результат. Хотя такая организация гораздо более гибкая, чем бюрократическая, на практике она чаще всего представляет собой набор нескольких бюрократических организаций с их неповоротливостью, тяжеловесностью, замедленностью реакции, так как нет единого центра принятия решений.
Сегодня большинство предприятий движется от закостенелых бюрократических структур к более подвижным, гибким и творческим формам. Все они нацелены на большую ответственность людей за результат.
Типичным примером такого перехода является использование системы ключевых показателей эффективности, методологии процессного управления, которая требует ответственности хозяев процесса за результат, и методологии проектного управления, нацеленной на неповторяющиеся процедуры.