Виды межфирменных отношений
•
позволяет компании быстро расти в нескольких местах без значительных вложений капитала, который мог бы понадобиться, если бы компания росла иным способом;
•
устраняет часть потребностей в развитии управленческих навыков, необходимых для того, чтобы справиться с большой распыленной организацией;
•
является подходящей стратегией для вовлечения в нее малых фирм, при этом риск значительно меньше, чем при независимом начале дела.
Существует несколько факторов риска, связанных с договором о франшизе. Сюда входят проблемы контроля качества, плохие показатели собственной сети розничной торговли и в конкуренции с другими торговыми организациями, получившими франшизу.
Оффшорное производство означает, что одна стадия производственного процесса размещается за рубежом для того, чтобы уменьшить затраты. Оффшорная фирма обычно размещается в стране с невысокой стоимостью рабочей силы, а конечный продукт продается на внутреннем рынке страны, в которой зарегистрирована корпорация. Это довольно распространенная стратегия в области, например, электроники и текстиля.
Оффшорное производство целесообразно использовать в случаях, когда:
•
продукция требует значительных затрат из-за больших объемов неквалифицированного труда;
•
вес продукции относительно мал в сравнении с ее стоимостью - это необходимо для снижения расходов;
•
в стране, выбранной для производства продукции, низкие тарифы на сырье и энергию;
•
продукция стандартизирована и имеет стандартный производственный процесс.
Оффшорное производство обычно имеет следующие преимущества:
•
может являться источником значительного конкурентного преимущества;
•
существенно облегчается решение управленческих задач, которые обеспечивают стандартизацию продукции и процесс производства;
•
для организации оффшорного производства существует большое количество стран;
•
процесс управления может осуществляться на значительных расстояниях с помощью электронной связи, которая намного облегчает его.
Участие в экспортно-импортных операциях часто является единственным выбором для малой фирмы, которая стремится выйти на международный рынок. Это также вариант для более крупных компаний, которые хотят прорваться на международный рынок с минимальным объемом вложений. Выделяются три важных элемента, определяющих успех в области экспорта:
•
наличие в организации специалистов по экспортным продажам;
•
необходимость концентрации компании на ее важнейших иностранных рынках, а не реализация стратегии нескоординированных продаж за границу;
•
необходимость тщательного выбора, подготовки и контроля иностранных посредников и обеспечения наличия эффективной обратной связи с иностранным рынком.
Отметим основные преимущества и недостатки экспортно-импортного варианта международной стратегии.
Преимущества:
•
относительно дешевый и не обремененный высокими рисками метод продажи товара за рубеж;
•
наличие широкого спектра услуг для компании, которая не обладает специалистами и опытом;
•
работа с документацией и иностранной валютой может проводиться экспертами;
•
стратегия, открытая для компании любых размеров;
•
финансовую помощь по этому варианту могут оказать более подготовленные банки.
Недостатки:
•
возможны значительные затраты на адаптацию производства?
•
постоянные затраты при продажах в небольших объемах могут быть достаточно значительными;
•
если иностранный дистрибьютор работает плохо, фирма не всегда может отказаться от его услуг, так как в некоторых странах существуют строгие законы, создающие препятствия для прекращения отношений с ним;
•
может существовать необходимость прямых вложений в маркетинговые структуры без пропорциональных вложений в производственные мощности;
•
сама компания на иностранном рынке слабо представлена.
Это всего лишь переходная стратегия, однако, большее вовлечение в международный бизнес требует дополнительной подготовки.[1, с 254]