Организационная культура и государственная служба
Проблема культуры все настойчивее заявляет о себе в нашей жизнедеятельности. Культура отношений, национальная культура, культура производства, культура экономики, культура власти и т.д.
Уровень культуры, к какой бы сфере жизни мы ее не отнесли, во многом, если не в основном, связан с тем, как организовано дело и каков его результат. Экономия энергии и времени, максимизация информации - реализация этих и других базисных законов эффективной деятельности всецело зависит от уровня организации ее культурного измерения. Каково самочувствие человека в процессе его социальной деятельности и каково влияние результатов его труда на самочувствие других людей - все это производное культуры организации как процесса благоустройства жизни.
Таким образом, организация - это сложный организм, основой жизненного потенциала которого является организационная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что по их мнению хорошо, а что плохо, и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам. Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе.
Носителями организационной культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу.
Так как культура играет очень важную роль в жизни организации, то она должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства. Управление не только соответствует организационной культуре и сильно зависит от нее, но и может в свою очередь оказывать влияние на формирование и развитие организационной культуры. Для этого руководители должны уметь анализировать организационную культуру и оказывать влияние на ее формирование и изменение в желательном направлении.
Однако многие руководители по-прежнему недооценивают организационную культуру. Современное управление пока мало соответствует передовой организационной культуре и еще мало зависит от нее. Встает задача научить руководителей анализировать организационную культуру и распространять ее влияние на ее формирование и изменение членов организации в желательном направлении.
В отечественной литературе понятие "организационная культура" до начала 90-х годов ХХ века практически не использовалось. В последние годы появились отдельные исследования, посвященные данной проблеме. В работах О.С. Виханского, А.И. Наумова, Л.В. Ивановой, В.Д. Козлова, М.В. Удальцовой анализируется организационная культура производственных организаций и менеджмента, управление этими типами культуры. Проблемы организационной культуры в государственной службе исследуются в коллективной монографии ученых РАГС (Карпичев В.С., Колесников Ю.В., Нечипоренко В.С., Романов В.Л. и др.) . Важные аспекты проблемы затрагиваются также в книге ученых РАГС по проблеме культуры поведения на государственной службе.
Целью выполнения курсовой работы является раскрытие сущности организационной культуры в современной организации и выделение ее основополагающих критериев.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть общее понятие и сущность культуры организации.
2. Рассмотреть типологию организационных культур.
3. Выявить стратегии, критерии и приоритеты выбора оптимальной организационной культуры на примере организационной культуры государственной службы России.
Курсовая работа состоит из введения, 3 параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
- Общее понятие и сущность культуры организации
- Типология организационных культур
- Стратегии, критерии и приоритеты выбора оптимальной организационной культуры на примере организационной культуры государственной службы