Стратегии, критерии и приоритеты выбора оптимальной организационной культуры на примере организационной культуры государственной службы
Под стратегией понимается обобщенная модель понимания и действий, связанная с выбором долгосрочных перспектив, приоритетов, предпочтений, методов их реализации. Применительно к организационной культуре государственной службы стратегической целью выступает выбор и обоснование оптимальной модели организационной культуры, адекватной требованиям реформирования российской государственной службы.
Выбор оптимальной модели организационной культуры в значительной мере опирается на представления о ценностях, позициях и способах поведения, которые отличают одну организацию от другой. В понятии "модель организационной культуры" могут определяться также основные принципы управления, которые составляют управленческое кредо организации.
Доминантой выбора оптимальной российской модели организационной культуры выступает стратегия развития России, ориентированная на выход из системного кризиса. Вследствие этого организационная культура государственной службы определяет поведение организации в долгосрочной перспективе, поддержание баланса в обмене с внешней средой.
Основные критерии и приоритетывыбора оптимальной модели организационной культуры:
. Модель организационной культуры российской государственной службы объективно формируется как смешанная модель, детерминированная совокупностью реалий выходящей из системного кризиса России. Среди них - смешанная экономика (регулируемая участием государства рыночная экономика с социальной ориентацией); евразийский тип духовной культуры, взаимопроникновение ("диалог культур") традиционной российской и навязываемого варианта американизированной культуры; трансформация общественного устройства; бурные процессы социальной дифференциации, изменение социально-классовой структуры.
. Ни одна отдельно взятая модель организационной культуры государственной службы не может быть полностью исчерпывающей, она нуждается в сущностном "дополнении" со стороны других моделей. Основанием для такого вывода, служит принятый в методологии науки "принцип дополнительности", в соответствии с которым сверхсложные объекты (к ним, в частности, относится организационная культура государственной службы) не могут быть объяснены на языке какой-либо одной теории, одного подхода. Здесь необходимо использовать системы теорий, альтернативные подходы.
. Выбор оптимальной модели организационной культуры государственной службы детерминируется развитием общемировых тенденций государственного управления. Доминирующей тенденцией выступает сближение политического и административного управления, возникновение "парадоксальной философии", прокладывающей мост через пропасть между "рациональным" (административным правлением классической формы) и кажущейся "иррациональностью" политического управления. Государственные структуры, наряду с административными, также должны выполнять парадоксальные политические и юридические функции. Каждая из этих функций предполагает конфликт точек зрения на структурную и индивидуальную цель, свойственную данной организации. Вопрос в том, как совместить ценности политического управления и административного менеджмента, преодолеть конфликт политических целей и административных задач - уникального явления, присущего государственным учреждениям.
. Одним из важнейших принципов выбора модели организационной культуры государственной службы России выступает "эволюционный подход". Глубинной тенденцией развития российского отечественного опыта организации государственной службы является переход от "государевой" службы к службе "государственной" (гражданской), ориентированной на служение гражданам. Эволюционный критерий может стать определяющим в выборе оптимальной модели организационной культуры российской государственной службы.