Менеджмент роста предприятия
Рост предприятия предполагает увеличение следующих показателей его экономической деятельности - объема продаж, прибыли и авуаров. Различают внешний и внутренний рост предприятия. При внутреннем росте повышение продаж и прибыли осуществляется за счет более эффективного использования внутренних ресурсов предприятия (повышение производительности труда, квалификация персонала и т.д.), причем финансирование может быть осуществлено за счет внутренних или заемных средств.
Внешний рост происходит во взаимодействии с другими предприятиями за счет приобретения части их авуаров или акций путем слияния с ними.
При объединении двух или более предприятий происходит их слияние, в результате которого остается только одно предприятие, берущее на себя авуары и долги остальных предприятий. При этом возникает полностью новое предприятие.
Задание 1. Какие мотивы подталкивают предприятия к слиянию и какой вариант, с Вашей точки зрения, наиболее эффективен в условиях современного развития экономики России? Для каких предприятий, производственных или кредитных, наиболее приемлем, например, вариант холдинга? Обоснуйте свой ответ. На каких результирующих показателях финансовой деятельности фирмы отразится рост предприятия?
Основой слияний и поглощений всегда выступает конкурентная среда, а точнее, ее изменения. Они становятся все более существенными и стремительными по мере развития экономики. Глобализация, диверсификация, технологический прогресс, либерализация рынков - каждый из этих факторов постоянно воздействует на оценку активов компании и прогнозы ее функционирования.
Все четыре известных в мире волны слияний и поглощений начиная с 1890-х гг. связаны, так или иначе, с указанными факторами. Пики сделок слияния и поглощения приходятся на периоды структурных изменений, промышленных кризисов и подъемов, инфляции, технологических революций, когда происходит существенная организационная перестройка экономики и переоценка ее активов. Прибегая к слияниям и поглощениям в подобных условиях, компании могут преследовать всевозможные цели:
Защитные:
· приобретение дополняющих активов;
· усиление позиции на рынке;
· избавление от конкурентов путем покупки их активов и захвата соответствующей доли рынка;
Инвестиционные:
· размещение свободных средств (в этой связи часто упоминается так называемая «теория агентских издержек», или свободных денежных потоков, согласно которой менеджеры компаний, генерирующих значительные свободные денежные потоки, не имея привлекательных инвестиционных проектов, избегают выплачивать повышенные дивиденды акционерам и «уводят» деньги из компании, финансируя слияния, часто неэффективные;
· участие в прибыльном бизнесе;
· скупка недооцененных активов;
· использование управленческих навыков;
· инвестирование излишков наличности;
· приобретение антициклических или балансирующих активов для портфеля;
Информационные:
· получение информации о технологиях и затратах поставщиков (например, покупка IBM нескольких производителей микропроцессоров);
· получение информации о потребителях изготовляемой продукции (покупка оптовыми фармацевтическими компаниями нескольких аптек для изучения потребительского спроса и его динамики);
Протекционистское установление барьеров для входа на рынок потенциальных конкурентов с помощью:
· диверсификации деятельности, которая дает больший контроль рисков (ценовых, валютных и др.), стабильность и опыт из других производственных сфер, недоступный другим компаниям;
· сокращения времени выхода на данный рынок и получения преимущества первого хода;
· сохранения стабильности и емкости рынка. Приобретение существующей компании дает одновременно и нужные производственные мощности, и долю на рынке. Создание же дополнительных мощностей может привести к их избытку и снизить уровень цен, следовательно, обесценить инвестиции;
· выхода на рынки других стран (ЛУКОЙЛ, Газпром).
Другие:
· создание партнерства или привлечение стратегического инвестора в свою компанию;
· выделение части бизнеса в отдельную бизнес-единицу или компанию;
· продажа части акций;
· стремление получить налоговые льготы;
· повышение качества управления, снижение и/ или устранение неэффективности;
· реализация личных интересов менеджмента компании. Такого рода слияния и поглощения, как правило, наиболее подвержены неудачам. Личные интересы могут быть различны. Например, теория гордыни описывает ситуацию, когда менеджмент компании-покупателя считает, что он способен лучше выявить потенциал компании-цели, чем фондовый рынок. В результате цена, заплаченная за слияние, значительно превышает рыночную стоимость компании-цели, что наносит серьезный ущерб акционерам при отсутствии ожидаемого синергетического эффекта.
Наиболее часто слияния и поглощения проводятся ради достижения синергетического эффекта, в том числе на основе доступа к высоким технологиям и хорошо налаженным организационно управленческим навыкам, что проявляется в следующем: