Финансовая стратегия предприятия и современные методы планирования
Разработка финансовой стратегии предприятия подразумевает формулирование цели, задач, определение масштабов и сфер его деятельности. На базе финансовой стратегии формируется система планов предприятия: перспективные, текущие, бизнес-планы и т.п.
Задание 1.
Необходимость составления планов определяется многими причинами, среди которых важную роль играют следующие:
· неопределенность будущего;
· координирующая роль плана;
· оптимизация экономических последствий.
Постарайтесь уточнить (наполнить соответствующим содержанием и примерами) причины, названные в качестве основных при внутрифирменном планировании.
Необходимость составления финансовых планов определяется многими причинами, среди которых основными являются: неопределенность будущего, координирующая роль плана; оптимизация экономических последствий. Действительно, если бы будущее развитие компании или экономики в целом было абсолютно предопределенным, то не было бы необходимости разрабатывать планы, совершенствовать методы их составления и оптимизации. Поэтому главная цель любого плана - определить границы изменения того или иного показателя по каждому из важнейших направлений развития финансов предприятия и государства. Координирующая роль планов реализуется в приведении в определенную систему текущей и перспективной деятельности, что позволяет компании и экономике в целом работать без существенных сбоев. Последняя причина необходимости составления планов заключается в том, что любой дисбаланс в деятельности системы требует финансовых затрат (прямых и косвенных) на его преодоление, которых можно избежать благодаря финансовому планированию.
Можно выделить три основные причины, почему мы должны планировать:
• Сам процесс составления бизнес-плана, включая обдумывание идеи, заставляет объективно, критически и беспристрастно рассмотреть проект План способствует предотвращению ошибок, давая возможность понять строгую очередность действий и приоритеты на пространстве ограниченных ресурсов
• Бизнес-план является рабочим инструментом, который поможет эффективно контролировать и управлять предприятием, что является основой успеха.
• Законченный бизнес-план является средством для сообщения идей проекта инвесторам, банкирам, совладельцам и служащим
Задание 2.
Любое коммерческое мероприятие принято начинать с разработки внутрифирменного документа - бизнес-плана. Этот документ является стандартным для большинства стран с развитой рыночной экономикой.
Главным разделом бизнес-плана является «Финансовый план», в нем рассматриваются вопросы финансового обеспечения деятельности фирмы и варианты наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств на основе оценки текущей финансовой информации и прогнозе объемов реализации товаров на рынках.
а) Для кого предназначен бизнес-план финансового развития предприятия:
· внутри предприятия;
· за пределами предприятия?
б) Какой раздел в структуре бизнес-плана является основным для руководителя фирмы-инвестора? Обоснуйте свой ответ.
в) Каким образом оценивается эффективность бизнес-плана? Какие показатели являются основой для определения его эффективности? Покажите это на конкретном примере.
Полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта - изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснования стратегии освоения рынка, предполагаемых финансовых результатов.
Содержание и структура бизнес-плана могут варьироваться в зависимости от цели составления, области применения (производственные, сервисные, торговые и другие компании). Но в целом обычно в нем содержатся следующие компоненты: резюме (кратко суммирующее основные моменты бизнес-плана); сведения о компании (раскрываются содержание бизнеса и направления работы); «Среда для бизнеса» (раздел, в котором определяются объем рынка сбыта для производимого продукта (услуг и т.п.), доля рынка, которую предполагается захватить); план по маркетингу и продажам (показывает планируемые объемы продаж и то, как это будет достигнуто); оперативный план (план приобретения оборудования, строительства, закупок и т.п.); план по трудовым ресурсам (подготовка, наем рабочей силы); финансовый план (где обобщаются прогнозные денежные потоки). Обоснованность и полнота этого раздела имеет особое значение в случаях, когда компания рассчитывает с помощью бизнес-плана привлечь сторонних инвесторов для реализации намеченных коммерческих мероприятий (проекта).
Общая последовательность анализа и оценки эффективности бизнес-плана:
1. Предварительная экспертная оценка
2. Маркетинговый анализ
. Техническая оценка
. Финансовая оценка
. Институциональный анализ
. Оценка внешних факторов
. Оценка рисков
Предварительная экспертная оценка бизнес-плана.
Включает оценку состояния отрасли экономики (1-й критерий оценки), к которой принадлежит предприятие-разработчик бизнес-плана, и сравнительное положение предприятия в рамках отрасли (2-й критерий оценки).