Финансовая стратегия предприятия и современные методы планирования
Оценка состояния отрасли проводится, относя ее к одному из 4-х состояний:
· эмбриональному (например, солнечная энергетика и др.);
· растущему (например, производство DVD-дисков и др.);
· зрелой (производство часов и др.);
· стареющему (кораблестроение и др.).
В соответствии со вторым критерием необходимо установить конкурентоспособность предприятия в рамках отрасли, которой оно принадлежит, присвоив одно из шести основных статусов состояния: доминирующее, сильное, благоприятное, неустойчивое, слабое, нежизнеспособное.
На основе сопоставления критериев составляется матрица жизненного цикла предприятия.
Состояние / Стадия зрелости |
Эмбриональная |
Растущая |
Зрелая |
Стареющая |
Доминирующее | ||||
Сильное | ||||
Благоприятное | ||||
Неустойчивое | ||||
Слабое | ||||
Нежизнеспособное |
Конечной стадией предварительной экспертной оценки эффективности бизнес-плана является установление положения анализируемой компании по указанным критериям, т.е. буквально, какой «клетке» матрицы принадлежит данное предприятие. Наиболее перспективные проекты располагаются в левых верхних клетках матрицы. При расположении в нижнем правом углу проект наиболее вероятно обречен на неудачу.
Анализ коммерческой выполнимости проекта (маркетинговый анализ):
1. Сможет ли предприятие продать продукт (услугу), являющуюся результатом реализации проекта?
2. Сможет ли предприятие получить от реализации продукта (услуги) достаточный объем прибыли, оправдывающей инвестиционный проект?
Первоначально определяется нацеленность проекта на внутригосударственный или международный рынок и его совместимость с внутренней или внешней политикой государства. В случае несовместимости проект должен быть отклонен.
Маркетинговый анализ состоит из следующих блоков:
· анализ рынка;
· анализ конкурентной среды.
В процессе анализа рынка выявляется потенциальный покупатель, причины покупки продукта (услуги) и способ проведения покупки. Маркетинговый анализ должен включать в себя прогнозирование спроса.
Оценка конкурентной среды должна выявить уже существующих конкурентов предприятия, оценить возможность и значение вхождения в рынок новых участников (будущих конкурентов), конкуренцию со стороны товаров-заменителей, влияние на конкурентную среду институциональных ограничений.
Техническая оценка эффективности бизнес-плана.
В задачу технической оценки эффективности бизнес-плана проекта входят:
· определение технологий, наиболее подходящих с точки зрения целей проекта;
· анализ местных условий, в том числе доступности и стоимости сырья, энергии, рабочей силы;
· проверка наличия потенциальных возможностей планирования и осуществления проекта.
Финансовая оценка бизнес-плана:
· анализ финансового состояния предприятия в течение трех (лучше пяти) предыдущих лет работы предприятия;
· оценка окупаемости проекта в течение срока его реализации.
При оценке окупаемости проекта в течение срока его реализации анализируются денежные потоки, которые получаются в результате реализации проекта. Объем денежных потоков должен покрывать величину суммарной инвестиции с учетом временной стоимости денег. Проект принимается с точки зрения финансовых критериев, если генерируемый от размещения облигационного займа суммарный денежный поток покрывает величину требуемой нормы доходности с учетом временной стоимости денег.
Эффективность капитальных вложений определяется следующими методами:
· метод чистого современного значения инвестиционного проекта (NPV);
· внутренней нормы прибыльности (IRR).
Метод чистого современного значения (NPV-метод)