Внедрение проекта «Проведение учебно-психологического тренинга «Общение при производственной деятельности» и его практические результаты
§ Личностный опросник по уровню интеллекта. Средний уровень IQ для работников группы - 112 (средний).
§ Опросник уровня субъективного контроля (над значимыми ситуациями, над отрицательными событиями, над производственными отношениями). Были получены следующие результаты:
Рисунок 3.2
Где:
Ио - шкала общей интернальности;
Ид - шкала интернальности в области достижений;
Ин - шкала интернальности в области неудач;
Ис - шкала интернальности в области семейных отношений;
Ип - шкала интернальности в области производственных отношений;
Им - шкала интернальности в области межличностных отношений.
§ Индивидуальный уровень развития волевой регуляции (мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять собственными действиями, состояниями). Были получены текстовые характеристики испытуемых, показавшие средний результат волевой регуляции (по 7-бальной шкале от -3 до +3 - средний результат 0,55 баллов).
Работа в группе носила дискуссионный характер. При этом выполнялись заявленные перед тренингом правила:
а) Не говори больше, чем нужно!
б) Не говори меньше, чем нужно!
в) Не говори неправды!
г) Не отклоняйся от темы!
д) Выражайся ясно!
Среди типичных трудностей в проведении дискуссии отмечены такие, как нежелание включаться, переключение обсуждения с проблемы на личности, излишняя горячность, отдельные участники - в основном руководящих профессий - говорили слишком много, выступая в роли монополизаторов дискуссии.
Помимо общих целей, тренинг для специалистов направлен на обучение его участников специальным приемам, которые позволяют при общении формировать аттракцию (от латинского слова привлекать притягивать), что является важным моментом при производственном общении. Умение владеть приемами расположения к себе людей необходимо везде, в особенности для профессии которые требуют постоянного контакта типа «человек-человек».
Специалист вступает в производственное общение для того чтобы:
а) отдать распоряжения указания, что-либо порекомендовать, посоветовать получить или передать необходимую для работы информацию материалы и т.д.;
б) получить «обратную» (контрольную) информацию от подчиненных о выполнении задания, от коллеги - о выполнении просьбы;
в) дать оценку выполнения задания подчиненным коллегам сотрудникам.
От того, как складываются взаимоотношения между начальником и подчиненным, коллегами, зависит успешность и эффективность производственной деятельности .
Механизм формирования аттракции является достаточно простым, но требует своего постоянного употребления при общении для повышения эффективности последнего. В этих целях на всем протяжении тренинга обучаемые вырабатывают определенные навыки использования ниже перечисленных приемов:
) прием «Имя собственное» основан на произнесении вслух имени (имени - отчества) человека, с которым вы разговариваете, что способствует возникновению положительных эмоций у собеседника по отношению к вам;
) прием «3еркало отношений» представляет собой контроль за приветливым, добрым выражением своего лица (вы чаще улыбаетесь друзьям, а не врагам);
) прием «Золотые слова» заключается в умении говорить комплименты в адрес своего собеседника;
) прием «Терпеливый слушатель» предусматривает внимательное, заинтересованное выслушивание партнера по общению;
) прием «Личная жизнь» основан на проявлении интереса к неслужебной сфере жизни человека.
Все эти приемы, в конечном счете, вызывают удовлетворение каких-либо потребностей человека, что влечет за собой формирование положительных эмоций и расположенность к их источнику, т.е. к партнеру по общению.
Наименования и содержание приведенных приемов были изображены на отдельном плакате и вывешены на всеобщее обозрение участникам группы на всем протяжении занятий. При этом ведется контроль, помимо заданного упражнениями, и за применением приемов формирования аттракции.