Внедрение проекта «Проведение учебно-психологического тренинга «Общение при производственной деятельности» и его практические результаты
Следующий шаг упражнения - борьба с нарушениями правил. Он предназначен для отработки правил и приемов борьбы с нарушением правил кодекса общения.
Тренинги для рабочих профессий направлен на отработку техники (приемов, способов) общения в ходе производственной деятельности.
Упражнение «Овладение техникой слушания» составляет содержание этапа тренинга для рабочих. Участники разделяются на пары и решают в каждой из них, кто говорящий, а кто слушающий. Затем ведущий сообщает, что задачей слушающего будет внимательное выслушивание в течение 2-3 минут «очень скучного рассказа» по выбранной теме (производственной ситуации).
Затем ведущий отзывает в сторону будущих рассказчиков якобы для того, чтобы проинструктировать их, как сделать рассказ «очень скучным». На самом деле преподаватель дает разъяснения так, чтобы слушающие не слышали этого, что суть не только в скучности рассказа, но и в том, чтобы рассказывающий зафиксировал типичные реакции слушающих.
Для этого рассказчику рекомендуется после минутного отрезка речи сделать в удобный момент паузу и продолжить рассказ после какой-либо реакции слушающего (кивок, жест, слова). Если в течении 7-10 секунд не будет наблюдаться никакой выраженной реакции, следует продолжить рассказ в течение еще одной минуты и опять прерваться и заметить еще одну реакцию слушающего.
Затем всем членам учебно-тренировочной группы раскрывается содержание инструкции и цель упражнения. Рассказчиков просят держать в памяти содержание реакции слушающего (классифицировав видимое отсутствие реакции как глухое молчание). Преподаватель приводит список наиболее типичные приемов слушания, называя их и показывая на экране.
После ознакомления со списком преподаватель предлагает рассказчикам описать наблюдаемые ими реакции слушателей и систематизировать эти реакции. Выявляются наиболее часто используемые реакции и обсуждаются их плюсы и минусы.
Перечень производственных ситуаций для обсуждения в процессе тренинга приведен в Приложении 10.
После проведения тренинга через неделю были вновь проведены личностные тесты для участников тренинга, а также экспертная оценка повышения деловых, личностных качеств и навыков делового общения. Результаты анализа следующие:
Опросник уровня субъективного контроля (над значимыми ситуациями, над отрицательными событиями, над производственными отношениями):
Рисунок 3.3
Где:
Ио - шкала общей интернальности;
Ид - шкала интернальности в области достижений;
Ин - шкала интернальности в области неудач;
Ис - шкала интернальности в области семейных отношений;
Ип - шкала интернальности в области производственных отношений;
Им - шкала интернальности в области межличностных отношений.
Можно заметить небольшое улучшение показателей по сравнению с показателями тестирования до тренинга.
§ Опросник структуры темперамента, разработанный в учебно-тренажерном центре (напряженность взаимодействия со средой, легкость переключения с одних программ поведения на другие, быстрота исполнения программ поведения, чувствительность к возможному несовпадению результата действий с предполагаемой его оценкой). При проведении теста были получены такие средние результаты (по 5-бальной шкале):
Рисунок 3.4
Где:
- напряженность взаимодействия со средой (ниже среднего для всего коллектива);
- легкость переключения с одних программ на другие (средняя для рабочих профессий, высокая - для руководителей);
- быстрота исполнения программ поведения (ниже среднего для рабочих профессий, высокая - для руководителей);
- чувствительность к возможному несовпадению результата действий с предполагаемой оценкой (средняя для руководителей, ниже среднего - для рабочих).
Показатели также незначительно (больше у рабочих профессий) выросли.
Средняя оценка сотрудников (методом Дельфи) по личностным, деловым характеристикам и навыкам делового общения приведена в таблице 3.3. (оценка по десятибалльной шкале).