Организация как объект управления
Микросреда включает те факторы, которые могут оказывать прямое на нее воздействие - конкуренты, посредники, поставщики, потребители, «контактные аудитории».
Макросреда представляет собой совокупность политических, экономических, правовых, технологических, социально-культурных, природно-географических и международных факторов, которые влияют не столько непосредственно на организацию, сколько опосредованно через влияние на всю ее микросреду, т.е. влияют на организацию косвенно.
Вообще, разделение на внешнюю внутреннюю среду имеет условный характер. Эта условность определяется границами деятельности организации (ее видом - фирма, предприятие, корпорация, холдинг и пр.) и полномочиями на управление этой деятельностью.
Потребители воздействуют посредством требований снижения цен, повышения качества продукции или услуг, улучшения организации обслуживания и т.д. Но организация также может воздействовать на эти требования путем их учета и разъяснения своего отношения к ним путем рекламы или каких-либо встречных предложений.
Поставщики также могут оказывать давление на организацию, нарушая условия поставки, выдвигая дополнительные требования, поднимая цены на поставляемую продукцию, снижая ее качество. Организация может воздействовать и на поставщиков посредством замены их, если имеется такая возможность, договариваясь о ценах, контролируя качество и выставляя встречные требования.
Посредники помогают в продвижении и реализации продукции, закупке ресурсов, оказании дополнительных услуг (транспортных, оформительских и пр.). Они также могут диктовать свои условия в отношении цен, комиссионных, тарифов, условий оплаты и поставки. Организация также может воздействовать на них выбором посредников, установлением встречных требований, созданием определенных условий их деятельности.
«Контактные аудитории» - это различные внешние организации, проявляющие интерес к данной организации и способные какие-либо образом влиять на ее деятельность. К ним относятся государственные учреждения, финансовые круги (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), консалтинговые, информационные и рекламные фирмы, средства массовой информации, общественные и религиозные организации и пр.
Прямого воздействия на все факторы макросреды организация не может иметь, хотя если это крупная организация, то возможно, но косвенно такое влияние часто осуществляется. Ведь управление может быть прямым и косвенным.
Связь внешней и внутренней среды проявляется в том, что любая организация должна приспосабливаться к внешней среде путем адаптации внутренней среды, которая определяет поведение организации. При этом важно не пассивное приспособление, а стремление влиять в пределах возможного на изменения внешней среды. Все это достигается в процессах управления, ибо управлением в конечном итоге определяется поведение организации. Практически это влияние представляет собой комплекс связей производителя с поставщиками, конкурентами и «контактными аудиториями». Компании, продолжая конкурировать друг с другом, объединяют совместные усилия для создания новых видов продукции, более полного удовлетворения запросов потребителя и обновления ключевых сегментов рынка. Преимуществами такого сотрудничества являются снижение рисков, совместное использование различных знаний, экономия ресурсов, обусловленная ростом масштабов производства, взаимодополнения технологий, блокирование конкуренции, доступ к сырью, технологиям, труду, капиталу, каналам сбыта, покупателям и пр.
Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований (производства продукции, услуг). Это структура предприятия, его культура и ресурсы.