Анализ конкурентоспособности системы управления
На основе экспертных оценок построен «профиль конкурентоспособности» ООО «ДИКСИС МАРКЕТ» (рис. 12, приложение 16). Область от 1 до 3 баллов показывает проблемные зоны с точки зрения конкурентоспособности системы управления. Положительным является то, что значения показателей, характеризующих управленческую деятельность, расположены в основном в зоне от 4 до 5 баллов, и только в редких случаях имеют оценку 3 балла, что подтверждает ранее сделанные выводы об относительной стабильности уровня конкурентоспособности управления.
По двум другим критериям можно выделить следующие моменты, представляющие собой угрозу снижения конкурентоспособности в будущем:
§ снижение показателя уровня рентабельности собственного капитала;
§ низкие значения показателя платежеспособности и финансовой независимости;
§ снижение оборачиваемости активов и оборотных средств;
§ снижение коэффициента маневренности капитала.
«Профиль конкурентоспособности» позволяет наглядно выявить все «узкие» места в деятельности предприятия. В частности имеются явные недостатки в финансовой политике обследованного предприятия.
Наиболее удобным инструментом сравнения возможностей объекта исследования в различные временные периоды является построение многоугольников конкурентоспособности, представляющих собой графические соединения оценок положения предприятия в динамике по наиболее значимым направлениям деятельности, представленных в виде векторов-осей.
Заключение
Специфика предприятий как объекта управления требует построения адекватных систем торгового менеджмента в каждом конкретном случае.
Для формирования эффективной системы российского менеджмента предприятия следует использовать зарубежный опыт эффективного управления в области стратегического и инновационного менеджмента, управления персоналом, управления качеством. Также необходимо взять лучшее из собственного опыта и существующей социально-экономической ситуации, в частности, творческий потенциал работников, технический потенциал и технологические разработки для осуществления инновационных изменений.
Формула современного управления - «управлять, совершенствуя и совершенствуясь». Только исследование управления поможет реализовать эту формулу и повысить эффективность системы менеджмента. Таким образом, управление, которое не может не учитывать особенности и условия современного развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он определяет динамичность и перспективность управления, рост инновационного потенциала и повышение профессионализма в принятии управленческих решений, научность управления.