Причины дефицита времени
3) Суетливость. Суетливость является результатом плохой организации рабочего дня, она также зависит от импульсивности и особенностей человека. Суетливому человеку тяжело выбрать, за какое дело взяться, он часто «мечется» между двумя делами, одинаково срочными и одинаково длительными в решении, он никак не может выбрать, за какое из них взяться, и из-за этого происходит трата времени [18].
Получается, что идеального способа, как извлечь больше выгоды из времени, которым мы располагаем, пока нет. Есть только конструктор, собирая части которого, каждый человек может значительно увеличивать свою эффективность. Потом проходит некоторое время… и процесс надо повторять, т.к. ситуация вокруг нас постепенно меняется, а требования растут непрерывно. Поэтому при имеющихся методиках, каждый человек или компания должны выбрать свое, наиболее оптимальное направление дальнейшего совершенствования и идти по нему.
Перечисление помех (также называемых «ворами времени», «убийцами времени», «пожирателями времени» и т.п.), вызывающих непродуктивные потери времени в различных ситуациях жизнедеятельности, весьма популярно в публикациях по вопросам управления временем. Вот один из списков «воров времени», предложенный Л. Зайвертом:
1) нечеткая постановка целей;
2) отсутствие приоритетов;
3) попытка слишком много сделать за один раз;
4) неполное представление о текущих задачах и путях их решения;
5) плохое планирование трудового дня;
6) личная неорганизованность, «бумажные завалы»;
7) чрезмерное чтение;
8) скверная система документооборота;
9) недостаток мотивации, лень;
10) поиск плохо хранящейся нужной информации (адресов, телефонов);
11) недостатки кооперации или разделения труда;
12) случайные телефонные звонки;
13) незапланированные посетители;
14) неспособность сказать «нет »;
15) неполная, запоздалая информация;
16) отсутствие самодисциплины;
17) неумение довести дело до конца;
18) отвлечение (шум и т.п.);
19) затяжные совещания;
20) плохая подготовленность к совещаниям, беседам и т.п.;
21) отсутствие коммуникаций или неточная обратная связь;
22) болтовня на частные темы;
23) излишняя коммуникабельность;
24) чрезмерные деловые записи;
25) привычка откладывать «на потом»;
26) желание все узнать подробно;
27) длительные ожидания;
28) спешка, нетерпение, чрезмерная суетливость;
29) неиспользование делегирования;
30) недостаточный контроль над порученными делами, из-за чего их приходится переделывать [19].
Любая деятельность специфична и предполагает собственные уникальные помехи. Например, в каких-нибудь организациях это может быть чрезмерная секретность, когда искусственно создается множество информационных барьеров. В некоторых организациях сотрудники перегружены работой, что разрушает энергетическую составляющую работы и в конечном счете ведет к ее замедлению. Даже в работе двух менеджеров, находящихся на разных уровнях иерархии в одной и той же организации, могут встречаться совершенно различные помехи.
Приведенный список «воров времени» можно рассматривать как пример или своего рода «точку старта», отталкиваясь от которой можно (и нужно!) придумать свой список. При анализе процессов и ситуаций конкретной жизнедеятельности невозможно обойтись без составления собственного уникального списка помех. Список может быть получен путем прямого опроса (интервьюирования) или наблюдения (самонаблюдения); он может быть простым или ранжированным, также может включать в себя дополнительные оценочные параметры [21].