Концепция контроллинга
Цель данного раздела заключается в рассмотрении новой концепции управления, базирующейся на анализе и контроле результатов деятельности предприятия - контроллинге.
Для того, чтобы предприятие имело возможность добиться крупных успехов и признания на рынке, необходимо внедрять в практику наиболее передовые, прогрессивные методы работы. К числу таких инноваций следует отнести практику внедрения контроллинга. Целью контроллинга является реализация локальных и глобальных целей предприятия. При этом высшей целью является сохранение стабильности и успешное развитие предприятия. Следовательно, цель контроллинга - это производная от целей самого предприятия [24,с.4].
Принципом системы контроллинга, получившей название «управление по отклонениям», является оперативное сравнение основных плановых и фактических показателей с целью выявления отклонений между ними и определение взаимосвязи и взаимозависимости этих отклонений на предприятии с целью воздействия на узловые факторы нормализации деятельности. Появление контроллинга связано с усложнением ориентации на рынке, усилением конкуренции, необходимостью учета социальных и экономических факторов. Интерес к контроллингу у наших бухгалтеров и экономистов начал проявляться с переходом от централизованно - планируемой экономики к социально - ориентированному рыночному хозяйству. Система контроллинга интегрирует учет, планирование, маркетинг в единую самоуправляемую систему, в ней четко определяются цели фирмы, принципы управления, способы их реализации. Каждое предприятие имеет определенную систему управления, согласно которой принимаются решения, реализуются продукты, а в результате достигаются или не достигаются цели. Контроллинг - организация работы этой системы [15,с.7].
Обычно контроллинг связывают с понятием контроля, но это противоположное ему понятие. Контроль направлен в прошлое на выявление ошибок, отклонений, просчетов и проблем, в большинстве случаев речь идет также о том, чтобы найти виновных [1,с.43]. Контроллинг - это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных подразделений. Система контроллинга целесообразна в тех случаях, когда функции управления предприятия делегированы его отделам и службам. В этом случае он поможет им в достижении максимально возможного общего положительного результата деятельности [28, с.325].
В современной экономической литературе приводится достаточно много разнообразных определений контроллинга:
По Э. Майеру: контроллинг - руководящая концепция эффективного управления фирмой и обеспечения ее долгосрочного существования. Существует еще несколько определений контроллинга, по Р. Манну: контроллинг - система управления, по Р.Герсне: контроллинг - функция в поддержку менеджмента, [31,с.217]. По П.Хорват: контроллинг - управление прибылью. Контроллинг - функция, организация в поддержку руководству, [24,с.6].
Понятия «контроллинга» сформулированы разными авторами, которые руководствовались своими методами и принципами, но все эти формулировки полностью не отвечают определению «контроллинга». Во-первых, надо заметить, что слово «контроллинг» рождено от английского глагола «to control» и на практике этот глагол имеет несколько значений, например: «управление», «наблюдение». Исходя из этого, можно сделать вывод, что контроллинг - это система, внедренная на предприятии для решения комплекса задач, связанных с наблюдением планированием, анализом и эффективным управлением, направленная на поступательное, экономичное и рентабельное его развитие [28,с.324]. Усложнение экономической системы управления привело к тому, что ряд специфических функций был передан в ведение специализированных служб контроллинга. На развитие системы контроллинга оказал влияние мировой экономический кризис. Именно в этот период великой депрессии руководство многих компаний пришло к пониманию необходимости формирования систем внутреннего планирования, учета и контроля.
Истоки контроллинга заложены в период формирования государственного управления в средние века. На предприятиях контроллинг стал зарождаться в США в конце XIX века. Главная причина рождения и формирования контроллинга как системы - промышленный рост в США в конце XIX в начале XX века, который вызвал усложнение процессов учета, планирования, контроля и управления. Концепция контроллинга ориентирована на «узкие места». Узкое место - наиболее слабое место предприятия. «Узким местом» может быть рынок сбыта, производство, ликвидность и др. Задача службы контроллинга заключается в поиске и ликвидации экономическими мерами «узких мест» [10,с.128].