Концепция контроллинга
Особое значение в контроллинге имеет использование методов бюджетного контроля. Под бюджетом подразумевают планы будущих периодов в денежном выражении [3,с.317]. Бюджет представляет собой оперативный финансовый план краткосрочного периода, разрабатываемый обычно в рамках до одного года, отражающий расходы и поступления финансовых средств в процессе осуществления конкретных видов хозяйственной деятельности. Он детализирует показатели текущих планов и является главным плановым документом, доводимым до «центров ответственности» всех типов. Разработка плановых бюджетов на предприятии характеризуется термином «бюджетирование» и направлена на решение двух основных задач:
· определение объема и состава расходов, связанных с деятельностью отдельных структурных единиц и подразделений предприятия;
· обеспечение покрытия этих расходов финансовыми ресурсами из различных источников[16, с. 245].
Бюджет выполняет такие функции как: планирование, координирование, стимулирование, контроль, оценка, средство обучения менеджеров. Бюджетный контроль осуществляется по пяти основным ступеням:
· подготовка бюджета для каждого подразделения и соединение отдельных бюджетов в общий;
· фиксирование фактических расходов и доходов по бюджетным статьям;
· сравнение бюджетных и реальных расходов;
- выявление причин отклонения от установленных в бюджете показателей;
· принятие энергичных мер для приведения текучих результатов в соответствие с бюджетом [28,с.328].
Контроллинг выступает средством серьезного улучшения деятельности предприятия, причем настолько оперативно, что позволяет принимать предупредительные меры к явлениям, угрожающим его существованию[30, с. 569].
Функции контроллинга:
- сервисная, то есть контроллинг предоставляет информацию, необходимую для управления;
· принятие решений - методология и координация;
· управляющая, которая реализуется с использованием данных анализа на всех уровнях. Информационное обслуживание контроллинга обеспечивается при помощи систем планирования, нормирования и контроля[23,с.78].
Основными задачами контроллинга являются:
· информационное обеспечение процессов учета, планирования и прогнозирования:
- регулирование и контроль за производством и финансовыми аспектами деятельности предприятия [4,с.39];
- выполнение функции организации;
- планирование (оперативное, стратегическое, инвестиционное);
- контроль, т.е. сравнение данных и фактических показателей, анализ отношений, анализ преимуществ и недостатков;
- правление, т.е. проведение мероприятий по подготовке, корректировке стратегий и задач [15,с.9].
Наиболее эффективным является использование линейной функции. Линейная функция означает, что служба контроллинга имеет такой же статус, как и отдел маркетинга[11,123].
Методы контроллинга:
· анализ баланса, расчет прибыли и убытков;
- расчет затрат и производительности;
- отчетность;.
- система информации, планирования и контроля;
- система показателей;
- краткосрочный и среднесрочный расчет успеха;
- расчет маржи и точки безубыточности;
- ABC - анализ, функционально-стоимостный анализ;
- расчеты рентабельности капитальных вложений и экономичности;
- программы убывающих затрат и рационализации;
- анализ стратегии, рынка, сильных и слабых сторон;
- портфолио анализ и эмпирические прямые;
- анализ жизненного цикла продукции;
- анализ рабочего времени;
- анализ стоимости;
- аддитивные модели управления эффективностью производства;
- модели управления эффективностью производства;
- бюджетный контроль;
- сравнительный анализ, анализ отклонений, индексный анализ [24,с.ЗЗ].
В настоящее время в экономической литературе выделяют две основные концепции контроллинга: американскую и немецкую.
По немецкой концепции центральные задачи контроллинга включают в себя решения проблем внутреннего учета во всех формах: документальной, плановой, контрольной.
В отличие от немецкой, американская концепция включает в себя еще и задачи внешнего учета, анализа и оценки [24,с.27].
По мнению Д. Хана (Германия), современная модель контроллинга может находиться в плоскости оптимизации результата с учетом гарантии ликвидности. В этой же концепции в качестве главной выделяется задача реализации функции информационного обеспечения ориентированных на результат планирования, регулирования и мониторинга событий на предприятии во взаимосвязи с функциями интегрирования, организации и координирования на базе системы показателей - производственного и финансового учета.