Сравнительный анализ типов организационной структуры
Недостатки:
· концентрация власти в управляющей верхушке;
· сильная загрузка средних уровней управления;
· тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;
· критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом - разные;
· большое число "этажей управления" между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;
· перегрузка управленцев верхнего уровня;
· повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев;
· отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений;
· затруднительные связи между инстанциями;
· высокие профессиональные требования к руководителям;
· сложные коммуникации между исполнителями;
· низкий уровень специализации руководителей;
· ярко выраженный авторитарный стиль руководства.
Линейная структура управления используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.
Многолинейная (функциональная) организационная структура управления организацией.
Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления (рис. 2).
Рис. 2. Многолинейная (функциональная) структура
В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.п. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня по функциональному критерию. Здесь с помощью директивного руководства могут быть соединены иерархически нижние звенья управления с различными более высокими звеньями управления. Передача поручений, указаний и сообщений осуществляется в зависимости от вида поставленной задачи.
Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей.
Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности организации.
Многолинейная структура имеет свои преимущества и недостатки.
Достоинства:
· высокий профессиональный уровень подготовки решений;
· быстрые коммуникации;
· разгрузка высокого руководства;
· профессиональная специализация руководителей;
· высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;
· стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов;
· исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций;
уменьшение потребности в специалистах широкого профиля;
· сокращение звеньев согласования;
· укрепление вертикальных связей и усиление контроля за деятельностью нижестоящих уровней.
Недостатки:
· сложность подготовки и согласования решений;
· отсутствие единого руководства;
· дублирование распоряжения и коммуникаций;
· сложность отсутствия контроля;
· чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений;
· трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;
· неоднозначное распределение ответственности;
· затруднённая коммуникация;
· длительная процедура принятия решений.
В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация.
Недостатки как линейной, так и функциональной структуры в значительной степени устраняются в линейно-функциональной структуре управления (штабное управление)
(рис. 3).
Рис. 3. Линейно-функциональная (штабная) структура управления
При линейном руководстве специалисты образуют штаб, который готовит для него данные для компетентного решения специальных вопросов. В этом случае функциональные органы находятся в подчинении линейного руководителя. Их распоряжения отдаются производственным подразделениям только после согласования с ним, что способствует более компетентному решению вопросов. Но при линейно-функциональной структуре управления резко увеличивается нагрузка на линейного руководителя, который должен исполнять роль посредника между функциональными службами и подчиненными ему производственными подразделениями. Он воспринимает потоки информации от подчиненных подразделений, дает задания функциональным службам, вырабатывает решение, отдает команды сверху вниз.