Оценка знаний, умений, навыков (ЗУНов)
Проверка знаний, умений и навыков (ЗУН) завершается оценкой. На занятиях по труду применяется пятибалльная система оценки. Оценку следует выставлять за отдельные, законченные с точки зрения технологии этапы трудового процесса.
Таким этапом служит операция (разметка, сверление и т.д.) Поэтому на одних занятиях работа учащихся может не оцениваться, а на других может быть выставлено две и более оценки.
Оценка должна быть мотивированной, т.е. учитель объясняет учащимся, почему данная работа оценивается тем или иным баллом.
Мотивировка оценки учителем заключается по сути в анализе работы учащихся, позволяет последним понять свои ошибки, осознать требования, предъявляемые к их деятельности в мастерских. В результате учащиеся постепенно приучаются к самооценке своей работы.
Оценка должна быть объективной. Объективность оценки основывается на количественных и качественных показателях, позволяющих сопоставить результаты труда отдельных учащихся.
Объективность оценки заключается в том, что она выставляется на базе единых требований:
· Точность обработки.
· Норма времени.
· Знания учащихся.
· Правильность выполнения трудовых приемов.
· Организация рабочего места.
· Соблюдение правил техники безопасности.
Оценки по отдельным показателям деятельности учащихся и общие оценки заносятся в специальный журнал.
4.7 Структура занятий по профессиональному обучению
Урок профессионального обучения может состоять из следующих этапов:
· организация учащихся,
· изложение нового материала,
· инструктаж,
· самостоятельная работа учащихся,
· заключительный инструктаж,
· уборка мастерских.
Рассмотрим их более подробно:
1. Организация учащихся.
Качество урока зависит во многом от того, насколько организованно он начнется.
Если с первых минут учащиеся не почувствуют требовательности учителя, , не осознают себя членами трудового коллектива, перед которыми стоят учебно - производственные задачи, то это может привести к низкой активности учащихся и невыполнению целей урока.
Важный момент в организации урока - раздача инструментов и заготовок, наилучшим вариантом является тот, когда каждое рабочее место оснащено полным комплектом режущих и измерительных инструментов.
2. Изложение нового материала.
Этот элемент имеет место только на отдельных уроках, когда учащимся сообщаются сведения, которые не будут использованы в процессе практической деятельности на данном уроке. Чаще изложение нового материала входит в вводный инструктаж. Изложение нового материала может строиться по - разному, в зависимости от его содержания, от возраста учащихся и их подготовленности. Однако в любом случае необходимо активизировать мыслительную деятельность учащихся, используя проблемность в обучении. Объем нового материала определяется с таким расчетом, чтобы учащиеся могли его усвоить. Изложение нового материала завершается проверкой усвоения его учащимися.
3. Вводный инструктаж
Объем предлагаемой учителем информации зависит от возраста учащихся. Для школьников среднего звена рекомендуется дозированная информация, рассчитанная на сдвоенный урок. В более старших классах и производственных группах за один прием может излагаться большой объем материала, трудовое задание дается не по частям, а сразу.
4. Самостоятельная работа учащихся.
Является основным этапом занятия по профессиональному обучению. На нее отводится до 80% учебного времени. Об эффективности самостоятельной работы учащихся можно судить по тому, как они справляются со своими заданиями, как используют в труде свои знания.
Такие данные можно получить только в процессе систематического, планомерного наблюдения и контроля за ходом учебного процесса.