Система ценообразования и ценовая политика предприятия
- бонусные скидки, или скидки за оборот, предоставляемые постоянным покупателям в зависимости от оборота продаж. По некоторым видам оборудования бонусные скидки достигают 15-30% оборота, а по сырьевым и сельскохозяйственным товарам они обычно исчисляются несколькими процентами.
- прогрессивные скидки за количество, объем покупки, серийность предоставляются покупателю при условии покупки им заранее определенного и увеличивающегося в количестве товара. Серийные заказы представляют определенный интерес для производителей, так как при изготовлении однотипного товара снижаются издержки производства;
- товарообменный зачет, или скидка за возврат старого, ранее купленного у данной фирмы товара (в размере 25-30% прейскурантной цены);
- экспортные скидки предоставляются продавцами при продаже товаров на экспорт сверх тех скидок, которые действуют для покупателей внутреннего рынка. Их цель - повысить конкурентоспособность товара на внешнем рынке;
- функциональные скидки, или скидки в сфере торговли, предоставляемые производителем за выполненные службами товародвижения определенных функций;
- специальные скидки, предоставляемые продавцом тем покупателям, в которых он больше всего заинтересован. К категории специальных скидок относятся также скидки на пробные партии и заказы, имеющие целью заинтересовать покупателя, и скидки за регулярность и устойчивость заказов, с помощью которых производители стремятся удержать постоянную клиентуру;
- скрытые скидки для покупателей в виде скидок на фрахт, льготных или беспроцентных кредитов путем оказания бесплатных услуг, продажи бесплатных образцов;
- сезонные скидки предоставляются потребителю за покупку товара или услуги вне периода активного сезона. Эти скидки позволяют продавцу поддерживать более стабильный уровень производства в течение всего года.
- дилерские скидки предоставляются производителями своим постоянным представителям или посредникам по сбыту, в том числе и заграничным.
5) Выбор метода ценообразования. Оптимальная цена должна полностью возместить все издержки производства, распределения и сбыта продукции, а также обеспечить получение определенной прибыли. Существует несколько методов ценообразования [18]:
а) расчет цены по методу "средние издержки плюс прибыль". Это простой и самый распространенный способ ценообразования в силу следующих причин:
- во-первых, продавцы больше знают об издержках, чем о спросе. Привязывая цену к издержкам, продавец упрощает проблему ценообразования, а также отпадает необходимость слишком часто корректировать цену в зависимости от колебаний спроса;
- во-вторых, если этот метод используют предприятия одной отрасли, то их цены будут схожими, а ценовая конкуренция будет сведена к минимуму;
- в-третьих, многие экономисты считают этот метод более справедливым по отношению и к покупателям, и к продавцам. При высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем имеют возможность получить норму прибыли на вложенный капитал.
Метод расчета цен "средние издержки плюс прибыль" заключается в начислении определенной наценки на себестоимость товара. Размеры наценок варьируют в широких пределах в зависимости от вида товаров. Разница в размерах наценок отражает различия в стоимости товарных единиц, объемах продаж, оборачиваемости товарных запасов. Очень важно при назначении цены выявить и использовать свои, индивидуальные наценки, а не пользоваться стандартными. Любая методика расчета, если она не учитывает особенностей текущего спроса и конкуренции, вряд ли позволит выйти на оптимальную цену.