Система ценообразования и ценовая политика предприятия
б) расчет цены на основе безубыточности и обеспечения целевой прибыли. Предприятие стремится установить такую цену, которая обеспечит ему желаемую прибыль. В основе этой методики лежит построение графика безубыточности, на котором откладываются общие издержки и ожидаемые поступления при разных уровнях объема продаж.
в) установление цены по ощущаемой ценности товара. Основным фактором ценообразования многие предприятия считают не издержки продавца, а покупательское восприятие. Предприятию, использующему этот метод необходимо выявить, какие ценностные представления присутствуют в сознании потребителей о товарах конкурентов.
г) установление цены по уровню текущих цен. Назначая цену на уровне текущих цен, предприятие в основном отталкивается от цен конкурентов и меньше внимания обращает на собственные издержки и спрос. Оно может назначить цену на уровне, выше или ниже уровня цен основных конкурентов. В олигополистических сферах деятельности все организации обычно запрашивают одну и ту же цену. Более же мелкие предприятия следуют за лидером, изменяя цены тогда, когда их меняет рыночный лидер, а не в зависимости от колебаний спроса на свои товары или собственных издержек.
д) установление цены на закрытых торгах. Конкурентное ценообразование применяется в случаях борьбы предприятий за крупные заказы в ходе торгов. В подобных ситуациях при назначении цены они отталкиваются от ожидаемых ценовых предложений конкурентов.
Ценовая политика фирмы на рынке реализуется через ценовую стратегию. Ценовые стратегии - обоснованный выбор из нескольких вариантов цены (или перечня цен), направленный на достижение максимальной (нормативной) прибыли для фирмы на рынке в рамках планируемого периода (рис.2) [19]. Стратегии дифференцированного ценообразования основаны на неоднородности покупателей и возможности продажи одного и того же товара по нескольким ценам.
Стратегии конкурентного ценообразования строятся на учете конкурентоспособности фирмы посредством цен.
Стратегии ассортиментного ценообразования применимы, когда у фирмы имеется набор аналогичных, сопряженных или взаимозаменяемых товаров.
Рис.2. Система ценовых стратегий
В таблице 2 представлена взаимосвязь целей фирмы, характеристик покупателей и стратегии ценообразования [20].
Таблица 2
Взаимосвязь целей фирмы, характеристик покупателей и стратегии ценообразования
Характеристики покупателей |
Цели фирмы | ||
Изменение цен по группам покупателей |
Использование конкурентного положения |
Балансированное ценообразование в зависимости от ассортимента | |
У покупателей высокие поисковые затраты |
"Случайная" скидка |
Сигнализирование ценами |
"Имидж" - ценообразование |
У покупателей низкая оценка полезности товара |
Периодическая скидка |
Ценообразование при проникновении; ценообразование по "кривой освоения" |
Ценообразование на наборы; цены "выше номинала" |
У покупателей имеются затраты по сделке |
Скидка на втором рынке |
Географическое ценообразование |
Комплектное ценообразование |