Способы диагностики состояния компании
Так же важное значение имеет анализ стратегической позиции предприятия.
Каждая компания функционирует в какой-либо среде экономического пространства, часть пространства на которую данная компания имеет выход или планирует его получить, называется стратегической зоной хозяйствования. Совокупность стратегических зон хозяйствования образует стратегический портфель предприятия. На данных зонах компания распределяет свои ресурсы, которые функционируют между собой и внешним окружением и определяют стратегическую позицию компании.
Стратегическая зона определяется потребностями рынка, технологией, типом клиента и географическим районом, покупательской способностью, размерами рынка, составом конкурентов, размером государственного вмешательства.
Анализ стратегического портфеля предприятия имеет важное значение для успешного функционирования компании.
Отраслевой анализ функционирования компании. Цель отраслевого анализа - определение привлекательности отрасли и ее отдельных товарных рынков.
Существуют следующие стадии анализа отрасли: определение экономических характеристик отраслевого окружения; оценка степени конкуренции; выявление движущих сил конкуренции; определение ключевых факторов успеха; заключение о степени привлекательности отрасли.
Для оценки отраслевого окружения используют ряд показателей: масштабы конкуренции (локальная, региональная, национальная, глобальная), темпы размеров рынка в процентах и стадии жизненного цикла отрасли (подъем, быстрый, зрелость, насыщение, застой, спад), структуры конкуренции (количество конкурентов и их отраслевые рыночные цели; число потребителей и их финансовые возможности и др.).
Степень конкуренции обычно оценивают на базе модели пяти сил конкуренции, разработанной профессором Гарвардской школы бизнеса Майклом Е. Портером в 1980г. и предусматривающей следующие факторы конкуренции:
Соперничество среди конкурирующих компаний.
Конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями и конкурентоспособных с точки зрения цены.
Угроза появления новых конкурентов.
Экономические возможности и торговые способности поставщиков.
Экономические возможности и торговые способности покупателей.
Чем сильнее воздействие перечисленных факторов, тем более ограниченными становятся возможности каждой компании устанавливать высокие цены и получать прибыль. Сильная конкуренция приводит к снижению прибыльности отрасли.
При выявлении движущих сил конкуренции исходят из наличия факторов внешней среды, действия которых определяют направление и интенсивность отраслевых изменений.
Анализ трудовых ресурсов.
Трудовые ресурсы - это население в трудоспособном экономически активном возрасте (мужчины в возрасте 16-59 лет, женщины в возрасте 16-54 года), исключая неработающих инвалидов I и II групп и пенсионеров по льготному списку. К трудовым ресурсам относятся работающие пенсионеры и подростки. Трудовые ресурсы характеризуются по половозрастному, образовательному, профессиональному составу, общему и специальному стажу работы. В составе трудовых ресурсов выделяют собственников (акционеров) и наемных работников. По занимаемым должностям в составе трудовых ресурсов различают руководителей, специалистов, менеджеров, инженерно-технический персонал и рабочих
Принято считать, что чем большей информацией обладает работник, чем выше его профессиональный уровень, а если данный работник обладает способностью к созданию новый идей, продвижению инноваций, то данный перечень образует его «стоимость на рынке труда.» Соответственно, чем выше профессионализм работника, чем больше его труд должен оцениваться.