Типология организационных культур
б) Другой сценарий разворачивается в условиях господства "ролевой культуры". В отсутствие руководителя, способного взять решение возникших проблем на себя, коллективное руководство предприятия реагирует на кризисную ситуацию усилением формальных, бюрократических форм деятельности: проводятся бесконечные совещания, принимается масса решений, дело тонет в ворохе бумаг и бесконечных разговорах.
В соответствии с другой разновидностью эволюционной типологии выделяются следующие основные исторические типы организационных культур:
· органическая (с акцентом на социальную самоорганизацию и самоорганизацию членов организации);
· предпринимательская (с акцентом на предприимчивость, свободную инициативу и другие индивидуальные ценности);
· бюрократическая (с сильным руководством со стороны администрации, с ценностной ориентацией на руководство и должностные инструкции);
· партисипативная (с акцентом на соучастие в решении основных вопросов жизни организации, открытое взаимодействие и сотрудничество. Положение лидера определяется профессионализмом и компетентностью).
Предложенные варианты типологии организационной культур удачно дополняются типологией моделей организационной культуры. В этом плане представляет несомненный интерес ряд моделей, получивший признание специалистов. Среди них - модели Хофстида, Лэйна - Дистефано, Оучи.
Модель Хофстида
Разработанная Г. Хофстидом с учетом изучения национального в организационной культуре модель основана на пяти переменных:
· дистанция от власти;
· индивидуализм;
· мужественность;
· стремление избежать неопределенности;
· долгосрочность ориентации.
Модель Лэйна и Дистефано
Разработанная Г. Лэйном и Дж. Дистефано модель, с учетом влияния национального на организационную культуру, строится на шести переменных, определяемых как проблемы, с которыми общество сталкивается на протяжении своей истории. Антропологами установлено, что различные общества по-разному справляются с такими проблемами. В модели эти разные пути названы "вариациями в ценностных ориентациях".
Шесть переменных рассматриваемой модели включают:
· отношение человека к природе;
· ориентацию во времени;
· веру в природу человека;
· ориентацию на деятельность;
· отношения между людьми;
· ориентацию в пространстве.
Модель предполагает, что каждая из указанных переменных и ее "национальная" вариация имеют непосредственную связь с теми или иными характеристиками и вариациями их состояния в рамках организационной культуры, преобладающей в данном обществе.
Модель Оучи
Широко известный сегодня тип организации, описанный У. Оучи, представляет собой попытку показать, как соединение преимуществ двух достаточно различных культур (японской и американской)"рождает" эффективный вариант культуры американской деловой организации.
Свое исследование У. Оучи построил на сравнительном анализе семи переменных организационной культуры:
· обязательства организации по отношению к своим членам;
· оценка выполнения работы;
· планирование карьеры;
· система контроля;
· принятие решений;
· уровень ответственности;
· интерес к человеку.
Модель Caтe
В данной модели влияние культуры на организационную жизнь рассматривается через следующие процессы:
· кооперация между индивидами и частями организации;
· принятие решений;
· контроль;
· коммуникации;
· посвященность организации;
· восприятие организационной среды;
· оправдание своего поведения.
Модель Питерси-Уотермена
Связь между культурой и успехом в работе организации определяется следующим образом:
· вера в действие;
· связь с потребителями;
· поощрение автономии и предприимчивости;
· рассмотрение людей как главного источника производительности и эффективности;
· знать то, чем управляешь;
· не заниматься тем, чего не знаешь;
· простая структура и немногочисленный штат управления;
· одновременное сочетание гибкости и жесткости в организации.
Модель Парсонса
Модель разработана американским социологом Т. Парсонсом на основе спецификации определенных функций, которые любая социальная система, в том числе организация, должна выполнять, чтобы выжить и добиться успеха. Первые буквы английских названий этих функций в аббревиатуре дали название модели - AGIL:
· адаптация;
· достижение целей;
· интеграция;
· легитимность.