Типология организационных культур
Суть модели состоит в том, что для своего выживания и процветания любая организация должна быть способной адаптироваться к постоянно меняющемся условиям внешней среды, добиваться выполнения поставленных ею целей, интегрировать свои части в единое целое и, наконец, быть признанной людьми и другими организациями.
Данная модель исходит из того, что ценности организационной культуры являются наиболее важными средствами или инструментами выполнения функций этой модели. Если разделяемые в организации верования и ценности помогают ей адаптироваться, достичь целей, объединиться и доказать свою полезность людям и другим организациям, то очевидно, такая культура будет влиять на организацию в направлении успеха.
Вывод
Проведенный анализ указанных моделей позволил выявить в процессах моделирования организационной культуры ее основные структурные компоненты:
· организация выступает в качестве субъекта организационной культуры;
· национально-государственный компонент;
· компонент эволюционного развития;
· стратегические ориентиры;
· пространственно-временные ориентиры;
· снижение неопределенности в целях и задачах;
· информационная открытость;
· восприятие организационной среды;
· приоритетная роль руководителей в формировании организационной культуры;
· сочетание рационального и иррационального;
· ценностные ориентации;
· самоорганизация и контроль.
При изучении национального в организационной культуре решаются два вопроса: что надо знать о национальной культуре, чтобы предвидеть ее влияние на культуру организации; можно ли "сращивать" лучшее из разных национальных культур в рамках одной деловой организации в целях повышения ее эффективности?
При ответе на первый вопрос используются различные модели: Дж. Миллера - системный подход; Г. Хофстида - переменные национальной культуры; Лэйн и Дистефано - переменные национальной культуры и вариации в их изменении, коррелируемые с определенными вариациями организационных переменных. В указанных целях могут также изучаться группы элементов, формирующих состояние данного общества: территория, природа и климат; язык, вера, мораль и право; семья, воспитание и образование; формы социализации жизни людей; способ ведения хозяйства, экономика и бизнес; политика, история и образ правления.
Теория "Z" Оучи дает ответ на второй вопрос о синергии разных культур. В модели используется сравнительный анализ семи организационных переменных в преломлении к национальным особенностям и по его результатам формируется культура типа "Z". Данный подход интересен в условиях интернационализации и глобализации бизнеса.