Организационно-управленческие механизмы для реализации мер, нацеленных на решение проблемы дефицита рабочих кадров в Приморском крае
Рассмотрим и проанализируем их более подробно
Рис 8. Модуль 1. Принятие и реализация управленческого решения на федеральном уровне
Модуль 1.
. Создание прочной нормативно-правовой базы, определяющей стратегию развития промышленности в РФ, определяющей профессиональные стандарты в промышленных отраслях, статус представителей рабочих специальностей.
В данном случае под созданием нормативно-правовой базы подразумевается:
создание приоритетных Стратегий развития отраслей промышленности,
разработка законов, регулирующих и стимулирующих профессиональное образование.
Статус рабочих специальностей. Актуальный вопрос данного мероприятия - поднятие статуса рабочих специальностей. С этой целью может быть проведен ряд мероприятий:
социальные гарантии работникам,
создание системы повышения квалификации рабочих специальностей,
предоставление льгот и компенсаций.
. Поднятие престижа рабочих профессий
Для поднятия престижа маловостребованных профессий необходимо проводить работу в двух направлениях. С одной стороны, увеличивать оплату труда, с другой - поднимать престиж рабочих профессий, проводить техническое перевооружение производства, оснащать работников современной, удобной и практичной спецодеждой, инструментами, облегчающими труд и увеличивающими производительность труда.
Поднятие престижа рабочих профессий возможно за счет:
повышения оплаты труда,
популяризация рабочих профессий в СМИ и т.д.
. Возрождение системы учебных заведений НПО и СПО
Здесь, прежде всего, необходимо отметить следующие моменты:
разработка учебных программ, адаптированных к требованиям современного бизнеса и промышленных предприятий,
создание новых учебных заведений,
модернизация уже существующих заведений,
популяризация НПО и СПО в масс-медиа.
. Cоздание учебных центров по переподготовке высококвалифицированных рабочих кадров.
Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников на предприятии в условиях рынка, с одной стороны, должна быстро реагировать на изменения потребностей производства в рабочей силе, а с другой - предоставить работникам возможность для обучения в соответствии с их интересами.
Отсюда и требования гибкости (подвижности) системы переподготовки и повышения квалификации, к ее способности быстро менять содержание, методы, организационные формы в соответствии с потребностями производства и ситуацией на рынке труда.
Перед системой управления персоналом на предприятии стоят следующие задачи в области подготовки, переподготовки кадров и повышения их квалификации:
выработка стратегии в формировании квалифицированных кадров;
определение потребности в обучении кадров по отдельным его видам;
правильный выбор форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
выбор программно-методического и материально-технического обеспечения процесса обучения как важного условия качества обучения;
изыскание средств для финансирования всех видов обучения в необходимом количестве и с требуемым качеством.
Как видим, необходим комплексный подход к разработке управленческого решения в данной сфере.
Рассмотрим и проанализируем второй предлагаемый модуль - модель управленческого решения на краевом уровне.
Рис 9. Модуль 2. Принятие и реализация управленческого решения на краевом уровне
Модуль 2.
Как видим, данная модель предполагает комплексное решение - не только решение проблемы дефицита рабочих кадров, но и профилактическую работу по привлечению безработных граждан и выпускников образовательных учреждений.
Для того, чтобы понять, какими методами и инструментами возможна реализация данных мер, подробно и развернуто рассмотрим описание данной модели.
Охарактеризуем предлагаемый комплекс мероприятий более подробно.
. Организация опережающего профессионального обучения работников организации, находящихся под угрозой увольнения (в случае гарантии работодателем сохранения занятости работника).
Опережающее профессиональное обучение работников проводится в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятий по высвобождению работников). Организация опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой массового увольнения, осуществляется до наступления срока расторжения с ними трудовых договоров Департаментом, государственными учреждениями службы занятости населения по заявкам от работодателей с целью сокращения периода возможной вынужденной безработицы и направлено на снижение социальной напряженности на рынке труда Приморского Края.
Опережающее профессиональное обучение работников может проводиться в случаях, если: