Стратегии, критерии и приоритеты выбора оптимальной организационной культуры на примере организационной культуры государственной службы
. В обоснование выбора оптимальной модели организационной культуры российской государственной службы могут быть положены и приоритеты, выстроенные в самосознании государственных служащих и экспертов государственной службы.
Аргументируем данное положение материалами опроса, проведенного учеными РАГС государственных служащих и экспертов государственной службы России:
Государственные служащие и эксперты выделяют в качестве наиболее значимых компонентов организационной культуры: нормативно-правовую базу организации; качество работы с персоналом организации; набор приемов и правил решения рабочих проблем; средства, способы и традиции взаимодействия государственных служащих в процессе совместной деятельности.
По степени важности организационных ценностей и современной государственной службе России выделены: профессиональная компетентность; наличие правовой основы деятельности органов власти; социальная защищенность государственных служащих и стабильность положения организации; четкое разграничение полномочий, прав и обязанностей сотрудников.
Необходимость приобретения знаний по организации служебной деятельности.
Необходимость повышения внимания руководящего состава к организационной культуре как на федеральном уровне государственного управления, так и на уровне государственного управления субъектов Федерации и на муниципальном уровне.
Необходимость демократического стиля руководства, преодоления бюрократического стиля управления.
Необходимость существенной корректировки преобладающей односторонней ориентации государственных служащих на указания руководителя и положения должностных инструкций; поддержка ориентации на повышение личной ответственности за порученное дело.
. Основу выбора российской организационной культуры может составить определение базисных предположений, то есть ее глубинного уровня. Полагаем, что к таким предположениям может относиться, прежде всего, государственная идеология. Поскольку под идеологией понимается теоретическое выражение коренных интересов граждан социальных групп, классов, государственная идеология может включать следующие компоненты:
Общенациональная идея возрождения, духовности, нравственности;
Концептуальная характеристика российского государства, роли государственных политических институтов в развитии российского социума в XXI столетии. Дальнейшая проработка конституционных положений о государстве как социальном, правовом, демократическом, светском.
Социальная миссия государственной службы, принципы и стратегические цели государственной службы. Обоснование государственной службы как административного института реализации функций государства, системы социальных институтов: государственного управления и организации; государственных социальных услуг; социально-экономического института; социально-правового института; духовно-культурного института; института служебной организации и управления государственной службы.
. Одним из важнейших критериев выбора оптимальной модели организационной культуры государственной службы выступают особенности национальной психологии - менталитета. Менталитет государственных служащих как социально-профессиональной группы - это особое состояние сознания, склад ума, способ восприятия, понимания и переживания человеком жизненно важных структур социума, государства, зафиксированные в языке, традициях, культуре. Важным является тот факт, что термин "менталитет" используется для обозначения тех слоев духовной культуры, которые не выражены в виде явных знаний, и тем не менее существенно определяют лицо той или иной эпохи или народа. Следует также иметь в виду, что менталитет выступает как способность к самосохранению государственного служащего, духовная основа его единства с социумом, государством, государственной службой.