Стратегии, критерии и приоритеты выбора оптимальной организационной культуры на примере организационной культуры государственной службы
К основным способам формирования менталитета государственного служащего относятся:
· осознание миссии, социальной задачи управленческой структуры в возрождении России, планетарном социуме в начале XXI века;
· овладение корпоративной культурой (предприятия, организации, учреждения, ведомства);
· развитие мышления предпринимательского типа, поддержание традиций российского государственного менеджмента и предпринимательства;
· овладение профессиональным языком, понятийным аппаратом, современным лексиконом, адекватным российской управленческой ситуации, обучение родному языку;
· ориентация на духовность, нравственность, служение гражданам, Отечеству, а не начальнику;
· учет при принятии и реализации государственных решений "психологического эха", социальной памяти населения, его ментальных структур (духа народа), самоидентификации российского государства;
· идентификация (отождествление) себя с другим человеком (социально значимым другим), социальным институтом, в том числе институтом государственной службы, государством, российским социумом в целом;
· социализация - усвоение государственным служащим определенной системы социальных знаний, норм и ценностей.
Вывод
Рассмотрев основные критерии и приоритеты выбора оптимальной организационной культуры организаций на примере государственной службы Российской Федерации, мы выявили следующие критерии и приоритеты:
. Модель организационной культуры российской государственной службы объективно формируется как смешанная модель, детерминированная совокупностью реалий выходящей из системного кризиса России.
2. Ни одна отдельно взятая модель организационной культуры государственной службы не может быть полностью исчерпывающей, она нуждается в сущностном "дополнении" со стороны других моделей.
. Выбор оптимальной модели организационной культуры государственной службы детерминируется развитием общемировых тенденций государственного управления.
. Одним из важнейших принципов выбора модели организационной культуры государственной службы России выступает "эволюционный подход".
. В обоснование выбора оптимальной модели организационной культуры российской государственной службы могут быть положены приоритеты, выстроенные в самосознании государственных служащих и экспертов государственной службы.
. Основу выбора российской организационной культуры может составить определение базисных предположений, то есть ее глубинного уровня. К таким предположениям может относиться, прежде всего, государственная идеология.
7. Одним из важнейших критериев выбора оптимальной модели организационной культуры государственной службы выступают особенности национальной психологии - менталитета.
Заключение
Организационная культура представляет набор наиболее важных предположений, ценностей и символов, разделяемых членами организации. Выделяются различные уровни организационной культуры: поверхностный, подповерхностный, глубинный. В зависимости от преобладания элементов того или иного уровня выделяют субъективную и объективную культуру в организации. Первая является основой формирования управленческой культуры или стиля руководства.
Организационная культура не является монолитом, а состоит из преобладающей культуры, субкультур групп и контркультур, усиливающих или ослабляющих культуру организации в целом. Сила культуры зависит от масштабов и разделяемости основных ее атрибутов членами организации, а также от ясности ее приоритетов.
Развитие организационной культуры предполагает ее формирование, поддержание и изменение. Формирование культуры происходит в условиях решения организацией двух важных проблем: внешней адаптации и внутренней интеграции. На формирование культуры в организации оказывает влияние культура общества/народа, внутри которого данная организация функционирует.