Планирование как функция управления
Всю систему управления пронизывает плановое начало: планомерность - основа управления, плановость - принцип управления, планирование - важнейшая стадия управленческого цикла.
Планирование играет исключительно важную роль не только в управлении народным хозяйством, но и в управлении учреждениями образования. Нельзя обеспечить целенаправленную, эффективную работу школ по реализации задач обучения и воспитания без четкой, соответствующей уровню современных требований системы планирования.
Планирование - функция управления, определяющая цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатывающая методы наиболее эффективные в данных конкретных условиях. Планирование включает в себя и составление прогноза возможного будущего развития объекта в тесном взаимодействии с окружающей его средой.
Планирование работы осуществляется на основе, имеющейся в распоряжении руководства объекта внешней и внутренней информации. Оно определяет структуру и содержание деятельности на предстоящий период, ставит задачи, указывает на то, что необходимо делать впредь.
Функция планирования наиболее полно отражает процесс управления объектом, позволяет осуществить систему мер по обеспечению задач, стоящих перед объектом.
Планирование - формирование ожиданий на будущее и осмысление мер, которые необходимо принять. В более активных терминах это звучит так: планирование выявляет будущие направление деятельности организации и определяет, каким образом следует реализовать поставленные цели.
Планирование является ключевой из основных управленческих функций. При ее реализации удается достичь четыре цели:
· устранить отрицательный эффект неопределенности и изменений;
· сосредоточить внимание на главных задачах;
· добиться экономического функционирования;
· обеспечить контроль.
Функция планирования состоит в том, чтобы обеспечить ясность ожиданий от конкретных людей, и тем самым, создать предпосылки для успешности совместных усилий людей и обеспечить достижение цели и задач организации.
Планирование является функцией всех руководителей, полноценная ее реализация - один из главных факторов, обеспечивающих эффективность руководителей даже на низшем звене управления.
Планирование в системе образование базируется на принципах, которые являются общими для всех сфер социального управления. К основным принципам планирования относятся - научность, конкретность, демократический централизм, сочетание перспективного и текущего планирования, выделение ведущих звеньев плана.
Рассмотрим коротко некоторые принципы планирования с учетом особенностей системы образования.
Планы должны быть научно обоснованными, учитывать реальные ресурсы и возможности, последствия принимаемых решений. Системный комплексный подход к планированию обеспечивает сочетание перспективного и текущего планирования, согласованность планов всех уровней управления и общественных организаций. План должен быть системой мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Комплексный подход к планированию требует при постановке целей, задач и определенных путей их достижения и решения учета всех аспектов развития образования: педагогических, политических, экономических, правовых, социальных, культурных, экологических и др.
Принцип демократического централизма предусматривает сочетание централизованного планирования с развитием инициативы на местах, учет местных условий и особенностей.
Принцип выделения ведущего звена позволяет при разработке и осуществлении плана сосредоточить основные усилия на главных направлениях. Определить ведущее звено - найти стержень формирования плана.
Составление плана неразрывно связано с организацией его выполнения. Организационные меры, направленные на обеспечение своевременной и качественной реализации поставленных задач, являются обязательной составной частью плана.
План должен предусматривать и контроль за его выполнением. Контроль позволяет провести своевременный анализ состояния дел, скоординировать работу подведомственных учреждений.
Разработка плана (в том числе и плана работы районного управления образованием) проходит ряд этапов (стадий). Отправной точкой при разработке плана является комплексный анализ состояния дел в подведомственных учреждениях. Основная задача анализа - определить достигнутый уровень обучения и воспитания в школах муниципального образования, установить, есть ли расхождение между имеющимися результатами за прошедший период. Необходимо выявить причины расхождения, найти использованные резервы повышения эффективности обучения и воспитания.