Планирование как функция управления
Первый этап планирования - разработка общей концепции плана, выделение ведущих звеньев, направлений работы, определение целей и задач, а также средств и путей их реализации.
Второй этап - определение конкретных мероприятий, позволяющих реализовать задачи. Намечаются конкретные сроки проведения мероприятий, ответственные за их выполнение, формы и методы контроля.
Двойное подчинение часто вносит разнобой в требования к срокам планирования, в определение основных направлений деятельности.
Анализ существующей практики планирования работы районного управления образования позволил выявить некоторые недостатки этого вида управленческой деятельности. В первую очередь важно назвать отсутствие единых требований к срокам планирования. Один орган управления образованием планирует свою работу исходя из управленческого цикла государственных учреждений, т.е. на календарный год, другие - из управленческого цикла школы - на учебный год, т.е. с сентября по сентябрь. В одних муниципальных образованиях существует система долгосрочного планирования, среднесрочного (на пятилетие) и текущего (годового). В других составляются только годовые планы. Нет согласованности в сроках планирования работы в районном управлении образованием и подведомственных учреждений (часто школы планируют работу раньше, чем районное управление образованием; школы заканчивают годовое планирование в июне, а в РУО планирует свою работу в августе). В результате этих отклонений не обеспечивается единство в деятельности органа управления образованием и школ, своевременное влияние планов работы районного управления образования на содержание планов работы школ и других учреждений образования.
Типичными недостатками в планировании районного управления образования является отсутствие конкретных заданий школам, четких количественных показателей, что затрудняет анализ выполнения плана.
Планируемые мероприятия довольно часто не подкрепляются необходимыми ресурсами. Например, планируется открытие школ, групп продленного дня и не учитывается наличие квалифицированных кадров, помещений, оборудования и т.д.
Затрудняет планирование и отсутствие должной согласованности в деятельности районного управления образования, других учреждений, общественных организаций, призванных оказывать помощь школам в деле обучения и воспитания учащихся. Цикл управления районного управления образования должен совпадать с управленческим циклом школы, а сроки планирования соответствовать срокам планирования работы школ. Причем, чтоб оказывать целенаправленное воздействие на школу, районное управление образованием должно планировать основные направления своей работы раньше, чем планируют ее школы. План работы районного управления образования дает общие установки и направление деятельности всем школам района. Исходя из этих установок, с учетом своих конкретных условий и планируют работу школы, детские дошкольные и дополнительные учреждения.
Практика подтверждает теоретический вывод о том, что планирование - процесс непрерывный. Объективные условия требуют корректировки, уточнения планов в процессе их реализации. Однако, четкая, продуманная система планирования сводит число таких поправок до минимума. С целью упорядочения планирования работы районного управления образования можно предложить следующую систему планов:
1. Пятилетний план работы районного управления образования, который хронологически совпадает с пятилетним планом социально-экономического развития района.
2. Годовой план (с 1 сентября по 31 августа).
. Календарные планы работы управления на квартал или учебную четверть.
. Индивидуальные планы работы сотрудников районного управления образования на месяц, неделю.
Вместо ряда отдельных, часто не связанных между собой планов в районе должен существовать единый план развития образования на пятилетие. Этот план определяет основные направления развития образования в районе, важнейшие цели, задачи, условия их выполнения, намечает систему мероприятий, обеспечивающих реализацию поставленных задач.
Пятилетний план работы районного управления образования является органической составной частью плана экономического и социально-культурного развития района, исходит из его целей, основных показателей.
План работы районного управления образованием на пять лет определяет ведущие направления всей методической работы, позволяет сосредоточить внимание педагогических коллективов и общественности на наиболее важных, существенных проблемах обучения и воспитания учащихся, обеспечить перспективность в развитии учебно-материальной базы образовательных учреждений. Пятилетний план координирует единую систему воспитательных воздействий школы, семьи, внешкольных учреждений, общественности. План носит директивный характер, имеет четкий адрес: за порученное дело каждый несет на своем участке полную ответственность.