Сетевое планирование
Первым в системе народного образования роль и значение сетевого метода планирования для совершенствования управления школой увидел и признал В.А. Сухомлинский. Двадцать с лишним лет назад он в серии статей «Разговор с молодым директором школы», а затем в книге такого же названия писал: «Принципы сетевого планирования, т.е. планирования, предусматривающего явления, события, ситуации между какими-то двумя конечными пунктами определенного процесса - психологического, производственного, педагогического, - это, по убеждению многих директоров школ, та научная основа руководства педагогическим процессом, на которую надо поставить школьную практику, поставить то, что в школьном деле больше всего отстает, - руководство процессом обучения, процессом умственного труда, управление работой учащихся и учителей».
Текстовая форма планирования, как показывает многолетняя практика, не может обеспечить в полной мере достаточно действенного руководства всеми этими процессами. Имея, конечно, свои достоинства, она в то же время обладает и очень существенными недостатками.
Она статична, в текстовой годовой план работы школы по сути дела невозможно вносить те бесчисленные изменения и дополнения, с которыми сталкивается руководитель в ходе его выполнения, так как в учебно-воспитательном процессе каждый день что-то меняется, какие-то работы отменяются, какие-то заменяются иными, а ранее незаметные выдвигаются на авансцену управления и требуют к себе повышенного внимания руководителя. Громоздкие, составленные многозначным языком, нередко представляющие собой перечень часто не связанных между собой мероприятий, текстовые планы, к сожалению, далеко не всегда выполняют роль «руководства к действию».
Текстовая форма планирования не дает нам возможности представить одновременно и объемно всю работу, которую должен проделать педагогический коллектив, она лишает руководителя школы возможности видеть последовательность и целенаправленность всей спланированной работы.
Существующие годовые планы чрезвычайно громоздки, и из них приходится делать недельные, месячные и четвертные выборки M. Галеева, автор статьи «Применение методов сетевого планирования при организации воспитательного процесса в вечерней средней школе», считает, что текстовая форма плана не отражает всей сложности, динамической связи различных мероприятий, не дает наглядной картины распределения людских и временных ресурсов, не раскрывает их возможности отдельных исполнителей при решении сложных комплексных задач, а также не отражает поэтапного контроля за каждым исполнителем при выполнении им частных задач.
Все эти недостатки можно устранить, применяя сетевое планирование, которое, как показывает опыт, имеет значительные преимущества перед текстовым. В чем они выражаются? Метод сетевого планирования позволяет:
o выявлять и мобилизовывать резервы времени, скрытые в организации комплекса мероприятий;
o увидеть весь спланированный процесс объемно в ракурсе параллельно осуществляемых работ;
o управлять выполнением плана по принципу «главного звена» с прогнозированием и предупреждением возможных срывов;
o наиболее полно учесть связи между различными работами, что является основой непротиворечивого календарного планирования;
o повысить эффективность управленческой деятельности руководителя школы, давая ему возможность сосредоточить свое внимание в каждый данный момент времени на наиболее ответственных участках учебно-воспитательного процесса.
Одним словом, сетевой график есть чертеж управления.
Сетевое планирование вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу руководителя. Оно применимо в любом учреждении, на любом производстве, для любого процесса - от подготовки производства автомобилей до подготовки и осуществления учебно-воспитательного процесса в школе, техникуме и вузе.