Состав и содержание общих принципов менеджмента
Общие принципы управления должны соответствовать, прежде всего, общему понятию управления и его составным элементам: целям, способам, средствам и воздействиям, а также правилам действий субъекта и объекта управления. Они также должны раскрывать действие основных законов менеджмента.
Исходя из этой посылки, выделим ряд основополагающих принципов управления.
Принцип целенаправленности.
В соответствии с законом общности целей, смысл существования менеджмента заключается в необходимости достижения целей организации. Сам труд человека, работающего в организации, имеет целенаправленный характер. Тогда исходным пунктом менеджмента является необходимость постановки общей цели для группы людей, работающих совместно, или организации в целом. Целенаправленная их деятельность связана с процессом достижения целей организации. Следовательно, целенаправленность является главной чертой любой человеческой деятельности. Поэтому и управлению как специфической социально-экономической деятельности присуща целенаправленность.
Из принципа целенаправленности вытекает следующее:
. цели являются смыслом функционирования любой организации, а отсутствие главной цели ставит под сомнение необходимость существования организации;
2. цели организации должны соответствовать требованиям законов развития природы и общества. В противном случае организация не сможет иметь средства и способы, обеспечивающие достижение целей. Как нам известно, без средств и способов управления не существует;
. цели должны отражать сущность явлений и процессов, протекающих в организации, и в этом смысле они представляют собой мощный механизм координирования совместного труда. Цели дают возможность субъекту и объекту управления (членам организации) знать, к какому результату они должны стремиться;
. признавая цель организации общей, члены организации должны подчинить свои действия процессу ее достижения, т. е. деятельность их должна быть целенаправленной.
Таким образом, этот основополагающий принцип определяет главное - цель функционирования организации и обуславливает наличие самого процесса управления.
Принцип учета интересов.
Субъект и объект управления в процессе достижения цели исполняют соответствующие роли. По определению Минцберга, роль является «набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению (организации, прим. автора) или конкретной должности». Роли определены как необходимость коллективного достижения целей. Следовательно, исполнение роли человеком имеет целенаправленный характер.
Однако не только необходимость достижения общей цели определяет эффективную деятельность человека в организации. Побуждением к эффективному исполнению роли субъектом и объектом служат также их потребности и интересы.
Надо полагать, что люди будут ставить перед собой цели, отвечающие их потребностям и интересам. Справедливой является известная мысль К. Маркса о том, что человек, что бы он ни делал, совершает это ради какой-либо из своих потребностей.
В литературе весьма многочисленны определения категории потребности. Поэтому рассмотрим определение, которое может быть использовано для обоснования принципов.
Потребность - это состояние, побуждающее человека к действию с целью устранения отклонений от каких-то конкретных значений динамического равновесия в процессе обмена веществ. Нам важно уяснить саму «материальность» потребностей людей как основы их поведения.
Интерес - это отношение субъекта, выступающего в той или иной роли, к ресурсам (средствам достижения цели) и условиям их присвоения в процессе удовлетворения своих потребностей. Интересы - это преломление потребностей субъекта через структуру отношений, в которых он участвует в определенных ролях.
Названные категории играют чрезвычайно важную роль в управлении. Поэтому возникает необходимость в более детальном их рассмотрении. Существует много различных взглядов на потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. Как известно, люди имеют множество различных потребностей.
Рассмотрим кратко существующие подходы к классификации потребностей человека.
Еще в III веке до н. э. древнегреческий философ Эпикур выделил из множества потребностей следующие их виды: