Карьерограмма, её роль в процессе принятия управленческих решений в карьере
Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несет на себе отпечаток личности менеджера, участвовавшего в их разработке и принятии.
Проблема индивидуальных качеств менеджера имеет множество аспектов.
Один из них - планирование карьеры менеджера.
Для того чтобы менеджер принимал эффективные решения, необходимо, чтобы на каждом этапе своей карьеры он занимал наиболее адекватную своим способностям и индивидуальным качествам должность. Этой цели служит процесс управления карьерой менеджера.
Управление карьерой представляет собой научно обоснованное рациональное определение сроков занятия сотрудниками должностей с учетом пожеланий и возможностей работников. Это управление развитием персонала в нужном для организации направлении.
Управление карьерой включает в себя планирование и развитие карьеры.
Главная задача планирования и развития карьеры заключается в обеспечении взаимодействия профессиональной и внутриорганизационной карьер.
Во многих фирмах планирование деловой карьеры является обязательным. Оно состоит в определении целей и путей, ведущих к их достижению. Развитием карьеры называют те действия, которые предпринимает сотрудник для реализации своего плана.
Планирование карьеры - это управление развитием персонала в нужном для организации направлении, характеризующееся составлением плана горизонтального и вертикального продвижения работника по системе должностей или рабочих мест, начиная с момента принятия работника в организацию и заканчивая предполагаемым увольнением с работы.
Преимущества планирования карьеры:
) более высокая степень удовлетворенности от работы в организации;
) более четкое видение личных профессиональных перспектив и возможность планировать иные стороны собственной жизни;
) возможность целенаправленной подготовки к будущей управленческой деятельности;
) повышение конкурентоспособности на рынке труда.
Выделяют несколько этапов управления планированием карьеры.
. Обучение нового сотрудника, основанное на планировании и развитии его карьеры.
. Разработка плана развития карьеры. При этом сотрудник определяет свои потребности, обозначает должности, которые он хотел бы занять, и соотносит их с возможностями фирмы.
. Реализация плана развития карьеры, которая зависит от:
резерва работы в занимаемой должности;
профессионального и индивидуального развития;
эффективного партнерства с руководителем;
заметного положения в организации.
. Оценка достигнутого результата. Проводится, как правило, один раз в год. По результатам оценки проводится корректировка плана развития карьеры.
Планирование карьеры является индивидуализированным процессом, так как каждый человек имеет свою систему ценностей, интересов, трудового и личного опыта.
Процесс развития карьеры определяется следующими показателями:
текучестью персонала. Под текучестью кадров понимается движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью работника рабочим местом или неудовлетворенностью организации конкретным работником;
продвижением в должности;
занятием освободившихся ключевых должностей;
проведением опросов сотрудников, участвующих в планировании и развитии карьеры.
Развитие карьеры создает определенные преимущества для работника и для организации: для работника - удовлетворенность трудом, повышение конкурентоспособности на рынке, возможность планировать профессиональный рост; высокая лояльность сотрудников, сокращение текучести кадров и повышение производительности туда - для организации.
На разных этапах карьеры человек удовлетворяет различные потребности.
Предварительный этап включает учебу в школе, среднее и высшее образование и длится до 25 лет. За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребности и отвечающего его возможностям. Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его как личности.