Карьерограмма, её роль в процессе принятия управленческих решений в карьере
. Подструктура индивидуальности.
.1. Характеристики образа «Я»
.2. Особенности мотивации и потребности в достижениях
.3. Характеристики самооценки.
.4. Личностные ориентации
.5. Оценки самореализации
. Подструктура направленности.
.1. Характеристики направленности (широта, глубина и др.)
.2. Содержание направленности
.3. Отношение к профессиональной деятельности
.4. Направленность на взаимодействия
. Характер и нравственные качества.
.1. Целеустремленность
.2. Воля
.3. Организованность
.4. Отношение к успехам коллег
.5. Особенности межличностных отношений
.6. Инициативность, ответственность, честность, порядочность, принципиальность, объективность и другие нравственные качества
. Профессиональные характеристики.
.1. Профессиональная компетентность, знания, умения, навыки
.2. Профессиональная креативность
.3. Особенности индивидуального стиля деятельности (стиля руководства).
. Амеологические инварианты профессионализма.
.1. Антиципация
.2. Саморегуляция
.3. Умение принимать и реализовывать решения
.4. Работоспособность
.5. Другие профессионально-важные качества (ПВК)
Процессам выбора принадлежит ведущая роль в структуре управленческой деятельности; именно процесс принятия решений определяет и ее процедуру, и результат. При таком подходе можно считать, что качества, которые определяют общую эффективность управленческой деятельности, являются наиболее значимыми и для успешности процессов принятия решений. Уровень развития у менеджера данных качеств должен найти отражение в карьерограмме. Чаще всего к таким качествам относят:
практический ум;
психологический такт;
энергичность;
требовательность;
критичность;
инициативность;
самостоятельность;
общительность;
настойчивость;
работоспособность;
умение разбираться в людях;
волю;
оптимизм;
компетентность;
креативность;
«здоровый карьеризм» и др.
Еще одним важным аспектом принятия управленческих решений является проблема стиля руководства и его взаимосвязи с процессом разработки и принятия решений.
Авторы модели принятия решений, американские ученые Виктор Врум и Филипп Йеттон, считают, что имеются пять стилей руководства, которые могут быть использованы руководителем в зависимости от того, какая роль отводится его подчиненным в процессе принятия решений. Ниже приведены описания этих пяти стилей.
А I. Вы сами принимаете решение, используя для этого имеющуюся в Вашем распоряжении в данный момент информацию.
А II. Вы получаете от подчиненных необходимую информацию и затем сами решаете проблему. При этом Вы можете говорить или не говорить подчиненным, в чем заключается проблема. Роль подчиненных при этом сводится только к предоставлению информации.
С I. Вы излагаете возникшую проблему только тем подчиненным, кого она касается, и выслушиваете их идеи и предложения. При этом Вы не собираете их вместе в одну группу, а беседуете с каждым индивидуально. Затем Вы сами принимаете решение, которое может отражать или не отражать мнение подчиненных.
С II. Проблема, требующая решения, доводится до сведения всех подчиненных и группа вместе ее обсуждает, высказывая различные мнения и предложения. После этого Вы самостоятельно принимаете решение, которое может отражать или не отражать мнение подчиненных.II. Вы излагаете проблему группе подчиненных. Все вместе Вы находите и оцениваете возможные альтернативы решения и пытаетесь достичь согласия. Роль руководителя в этом случае схожа с ролью председателя собрания. Он не пытается влиять на подчиненных, чтобы те приняли его решение, и готов принять, утвердить и выполнить любое решение, которое вся группа сочтет наиболее приемлемым.
Стили А I и А II - авторитарный стиль принятия решений, C I и C II - консультативный стиль и G II - полное участие.
Выбор руководителем какого-либо из этих возможных стилей зависит от характера ситуации и от характера проблемы. Умение менеджера выбрать наиболее адекватный ситуации и проблеме стиль руководства также необходимо отразить в карьерограмме.