Структура и цена капитала фирмы
Разумная финансовая политика фирмы предполагает привлечение различных источников финансирования в том или ином сочетании. Поскольку каждый источник имеет свою цену, то по отношению к предприятию в целом принято говорить о взвешенной цене капитала.
Взвешенная цена капитала (weighted average cost of capital, WACC) - усредненная величина показателей цены капитала отдельных источников средств: она находится по формуле средней арифметической взвешенной.
WACC считается наиболее приемлемым ориентиром при расчете маржинальных затрат по привлечению новых источников финансирования при условии, что новые проекты имеют тот же уровень производственного и финансового риска. Предельная цена капитала - цена капитала, предназначенного для финансирования новой единицы продукции.
Основным понятием в теории структуры капитала является поэтому его стоимость, под которой понимается сумма рыночных оценок акционерного и заемного капиталов.
С другой стороны существует понятие рыночной стоимости самой фирмы, включая оценку ее имиджа
Задание 1. В связи с приведенными выше тезисами ответьте на вопросы: в чем состоит разница между стоимостью капитала фирмы и стоимостью самой фирмы? Почему в условиях рынка важны эти оценки? Что представляет собой специфическая прибыль гудвилл, как влияет на нее показатель стоимости капитала фирмы?
Стоимость капитала фирмы - характеристика источника средств, величина количественно выраженная в сложившихся в фирме относительных годовых расходах по обслуживанию своей задолженности перед собственниками и инвесторами, измеряемая в процентах.
Стоимость фирмы возникает, когда ее хотят продать или купить. Дело в том, что и продавец, и покупатель, оценивая фирму, исходят не из ее имущества - актива, хотя формально речь идет именно о нем, а из ее предполагаемой будущей рентабельности. И, следовательно, покупатель приобретает не столько фирму, сколько ее будущий доход. С бухгалтерской точки зрения парадокс выражается в разности между ценой, уплаченной за фирму, и стоимостью ее активов. Эта разность носит название гудвил.
В соответствии с пунктом 27 ПБУ 14/2000, для целей данного ПБУ, «деловая репутация организации может определяться в виде разницы между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств».
Прежде всего, следует отметить, что не должно смущать определение гудвила как «деловой репутации организации». Речь, конечно, идет о гудвиле предприятия как имущественного комплекса.
По данным передаточного акта, который составляется при продаже предприятия, мы всегда можем исчислить величину его (предприятия) чистых активов. Для этого из стоимости имущества приобретаемого предприятия следует вычесть сумму переводимых на покупателя обязательств перед кредиторами. Полученная сумма показывает, сколько должно бы было стоить предприятие, если бы на формирование его цены влияла бы только балансовая стоимость его активов. Однако помимо этого на формирование цены предприятия оказывает влияние еще целый ряд факторов.